О проведении повторной процедуры переговоров по выбору подрядчика и инженерной организации. Алгоритм юридических действий при проведении переговоров в строительстве Документы для проведения переговоров в строительстве

Требования к документации для переговоров:
1) содержание. Включает:
- требования к предмету заказа и их участникам;
- проектную, в т. ч. сметную, документацию (если обязательность ее разработки предусмотрена нормативными правовыми актами, в т. ч. техническими нормативными правовыми актами), техническое задание на закупку товаров;
- требования к сроку выполнения заказа;
- цену заказа, применяемую в качестве стартовой, с возможностью внесения предложений о ее снижении, в т. ч. заказа и валюту расчетов, порядок учета цены расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;
- условия платежей по договору, в т. ч. порядок и условия открытия , если используется аккредитивная форма оплаты;
- проект соответствующего договора.

Обратите внимание!

Проект договора разрабатывает сам организатор;

Требования к участникам, касающиеся представления документов об их экономическом и финансовом положении на дату представления предложений для переговоров;
- требования к системе контроля качества закупаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг);
- требования к наличию в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия товаров (работ, услуг) и иные требования, устанавливаемые организатором переговоров с учетом особенностей предмета заказа;
- требования к содержанию, форме и оформлению предложений для переговоров;
- порядок и срок отзыва предложений для переговоров, а также порядок внесения изменений в такие предложения;
- порядок и срок представления разъяснений положений документации для переговоров;
- порядок, место и срок подачи предложений для переговоров, а также предквалификационных документов (при необходимости);
- место, дату и время, порядок вскрытия конвертов с предложениями для переговоров, а также с предквалификационными документами (при необходимости);
- право организатора переговоров на запрос у участников разъяснений их предложений;
- порядок и предполагаемые сроки проведения переговоров, а также предварительного квалификационного отбора участников (при необходимости);
- требования к участнику, в соответствии с которыми переговоры могут проводиться его уполномоченным лицом, и требования к документу, подтверждающему такие полномочия (доверенность или иной документ), который представляется перед началом проведения переговоров;
- критерии оценки победителя переговоров, их значимость и порядок определения такого победителя;
- право организатора переговоров на проведение процедуры снижения цены заказа, а также порядок проведения такой процедуры.

Справочно

Процедура снижения цены заказа является дополнительным элементом переговоров и заключается в повышении предпочтительности предложений путем добровольного снижения участниками цены своих первоначально поданных предложений, уменьшения сроков выполнения заказа, снижения размера или улучшения других условий закупки предмета заказа при условии сохранения остальных положений своих предложений без изменений.
Участники процедуры снижения цены заказа: все участники, допущенные к переговорам.
Обязательность участия в процедуре снижения цены заказа: не предусмотрена, участник вправе не участвовать в процедуре снижения цены заказа, при этом его предложение остается действующим с предложенными им первоначальными условиями. Но предложение участника, в соответствии с которым условия, содержащиеся в документации для переговоров, могут быть ухудшены, не рассматривается.
Приглашение к процедуре снижения цены заказа: организатор переговоров приглашает участников, допущенных к процедуре снижения цены заказа, путем одновременного направления им приглашений.
Условие: участники, принимавшие участие в процедуре снижения цены заказа и снизившие его первоначальную цену, а также улучшившие другие условия выполнения заказа, обязаны дополнительно представить откорректированные документы, определяющие их коммерческие предложения, оформленные в порядке, предусмотренном для подачи предложений для переговоров;

Срок, в течение которого победитель должен подписать проект соответствующего договора либо совершить иные действия, предусмотренные в документации для переговоров, для его подписания (п.68 Положения);
2) язык: русский или белорусский. Документация для переговоров может быть дополнительно составлена на . В этом случае преимущество будет иметь версия, изложенная на русском или .

Справочно

Предложение для переговоров и другие документы, представленные участником, могут быть составлены на при условии, что к ним будет прилагаться нотариально заверенный их точный перевод на русский или белорусский язык. В этом случае преимущество будет иметь переведенная версия;

3) форма: предоставляется в печатной форме или форме электронного документа;
4) срок предоставления: не позднее 2 рабочих дней со дня письменного обращения участника (п.71 Положения)

Проведение процедур переговоров в строительстве

Порядок размещения заказов при закупках работ, услуг и товаров для строительства регулируется «Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов» (далее - «Положение о торгах»), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 №235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов». Для размещения таких заказов указанное Положение предусматривает две процедуры: подрядные торги и переговоры.

В каких случаях проводится процедура переговоров, и какие документы необходимо оформить для ее проведения, мы рассмотрим в настоящей статье.

Принимая решение о выборе процедуры переговоров для размещения заказа необходимо, в первую очередь, учитывать два первоначальных критерия – это стоимость заказа и источник финансирования.

Норма части первой пункта 10 Положения о торгах регулирует размещение заказа на основе переговоров при их финансировании за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь (далее – «бюджетные средства»).

Согласно данной норме при строительстве за счет бюджетных средств объектов стоимостью 3000 базовых величин и более процедура переговоров применяется для размещения заказов на оказание инженерных услуг, поставку строительных материалов, изделий, конструкций, инвентаря и оборудования стоимостью каждого их вида менее 3000 базовых величин.

Также в соответствии с вышеуказанной нормой части первой пункта 10 Положения о торгах переговоры проводятся для размещения заказов на строительство за счет бюджетных средств объектов стоимостью менее 3000 базовых величин, а также на выполнение работ, услуг и приобретение товаров, необходимых для строительства этих объектов.

Применение переговоров при размещении заказов на строительство объектов, финансируемых за счет средств, не относящихся к бюджетным, регулируется абзацем вторым части второй пункта 10 Положения о торгах. Согласно данной норме переговоры проводятся при размещении заказов на строительство объектов, финансируемых за счет таких средств, стоимостью менее 50 000 базовых величин, а также на проектные и изыскательские работы, необходимые для этих объектов.

Прочие нормы второй и третьей частей пункта 10 Положения о торгах определяют случаи размещения заказов путем проведения процедуры переговоров независимо от стоимости заказа и источника его финансирования. В соответствии с ними переговоры проводятся при размещении заказов на строительство:

В целях ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций либо их предупреждения (при наличии заключения уполномоченного органа);

Жилых домов, в которых 50 процентов и более жилых помещений строится для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

Жилых домов панельного, крупнопанельного и объемно-блочного домостроения;

Объектов в сельскохозяйственных организациях, агрогородках и иных населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек.

Также переговоры проводятся в случаях:

Заключения договоров субподряда генеральным подрядчиком для выполнения отдельных видов проектно-изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг);

Поставки товаров, используемых при строительстве объектов, производимых организациями Республики Беларусь по перечню таких товаров, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь;

Если подрядные торги, проведенные в установленном порядке не менее двух раз, признаны несостоявшимися из-за отсутствия необходимого количества претендентов;

Размещения заказов на строительство объектов, выполнение работ, оказание услуг и поставку товаров, осуществляемых в военных целях;

Использования подрядчиком - победителем подрядных торгов товаров, являющихся продукцией собственного производства либо его дочерних унитарных предприятий, дочерних и зависимых обществ.

Постановлением Совмина от 13.03.2009 №313 пункт 10 Положения о торгах был дополнен частью четвертой, в соответствии с которой проведение переговоров не является обязательным при размещении заказов на строительство объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов.

Порядок организации и проведения переговоров регулируется главой 11 Положения о торгах.

В первую очередь следует обратить внимание, на то, что в отличие от подрядных торгов, где для признания процедуры торгов состоявшейся необходимо участие как минимум двух претендентов, пунктом 63 Положения о торгах предусмотрено участие в переговорах, как нескольких, так и только одного претендента. Таким образом, в случае если в ответ на направленные нескольким претендентам приглашения к участию в процедуре переговоров было получено предложение только от одного из них, заказчик вправе провести с данным претендентом переговоры и заключить с ним договор.

Принятию заказчиком решения о проведении процедуры переговоров, в обязательном порядке, должна предшествовать подготовка проектно-сметной документации или технического задания, обосновывающих размещение заказа. Часть вторая пункта 65 Положения о торгах содержит обязательные требования, предъявляемые к содержанию такого технического задания. Согласно данной норме техническое задание должно как минимум содержать:

Наименование, перечень, количество (объем) и стоимость выполняемых работ, оказываемых услуг и поставляемых товаров;

Технические, технологические, конструктивные или другие потребительские показатели и характеристики работ, услуг и товаров.

Пунктом 64 Положения о торгах определен перечень функций заказчика, подлежащих исполнению при размещении заказа на основе переговоров. Так для их проведения заказчик обязан принять соответствующе решение о размещении заказа на основе переговоров. Это может быть, например, приказ или распоряжение руководителя заказчика, либо иного уполномоченного на то лица. При необходимости решение заказчика может оформляться иным документом, в том числе, например, заданием на проведение процедуры переговоров. Этим же решением должны быть определены:

Дата проведения переговоров;

Порядок извещения претендентов;

Конкурсная комиссия или лицо ответственные за проведение переговоров;

Полномочия комиссии или лица ответственных за проведение переговоров.

Как показывает практика, в организациях регулярно проводящих такие переговоры целесообразно издать приказ о создании постоянно действующей комиссии, осуществляющей процедуры переговоров, либо назначить соответствующее должностное лицо, уполномоченное на проведение таких процедур. При необходимости заказчик может предоставить право проведения переговоров нескольким лицам. Этим же приказом целесообразно определить полномочия комиссии или лиц, уполномоченных на проведение переговоров, в том числе установив круг лиц имеющих право принимать решение о выборе наилучшего предложения.

Следующий шаг заказчика, при проведении переговоров, состоит в определении перечня приглашаемых претендентов.

Здесь следует остановиться на одном существенном моменте. Как известно основным документом, установившим с начала 2009 года новый порядок осуществления закупок за счет бюджетных средств (государственных закупок), является Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 года № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее – «Указ № 618»). При этом, в соответствии с пунктом 4 данного Указа, на государственные закупки товаров, работ и услуг, осуществляемые при строительстве объектов, не распространяется только действие пункта 3 Указа, которым установлен перечень и условия выбора процедур закупок. Прочие же нормы Указа №618 распространяются, в том числе, и на проведение подрядных торгов и переговоров в строительстве, если их финансирование полностью или частично осуществляется за счет бюджетных средств. Кроме того, следует напомнить, что постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 года № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» (далее – «Постановление № 1987») было принято в соответствии с пунктом 11 Указа №618, для реализации его требований. Таким образом, и пункт 2 Постановления №1987 также распространяется на государственные закупки товаров, работ и услуг в строительстве.

В связи с вышеизложенным, при определении перечня претендентов, приглашаемых для участия в процедуре переговоров в строительстве, необходимо учитывать норму подпункта 2.3. пункта 2 Постановления №1987. В соответствии с данной нормой государственные закупки за счет бюджетных средств могут осуществляться только у поставщиков, являющихся производителями товаров, а также их официальных торговых представителей, реализующих товары в соответствии с договорами (соглашениями) с этими производителями.

После того как заказчик определил перечень приглашаемых претендентов, он направляет им приглашения на участие в переговорах, и представляет проектно-сметную документацию или техническое задание, а также при необходимости иные документы. Кроме того, при необходимости, заказчик может разработать проект соответствующего договора или государственного контракта для направления его претендентам. Следует отметить, что разработка проекта договора не является для заказчика обязательным требованием. На практике достаточно часто проект договора представляется заказчику самим подрядчиком (исполнителем, поставщиком) выбранным по результатам процедуры переговоров. Заказчик вправе предоставлять указанные документы как всем приглашаемым претендентам, например, одновременно с направлением приглашения на участие в переговорах, так и только тем из них, кто выразил согласие участвовать в процедуре.

Следующим шагом, является непосредственно проведение самих переговоров. Положение о торгах не содержит жестких норм регламентирующих порядок их организации и проведения. Заказчик вправе проводить их как путем встреч с претендентами и устного обсуждения условий заключаемого договора, так и путем обмена документами в письменной форме. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 67 Положения о торгах претендент обязан представлять свои предложения в соответствии с требованиями, изложенными в приглашении к участию в переговорах. Таким образом, в направляемом заказчиком приглашении к участию в переговорах, целесообразно указать каким способом и в каком виде претендент обязан представить свои предложения.

После окончания переговоров заказчик проводит оценку полученных в результате предложений претендентов, и принимает решение о результатах переговоров. Может сложиться ситуация когда кто-либо из участвовавших в переговорах претендентов откажется представлять свое предложение. Также, по результатам проведенных переговоров, заказчиком может быть получено предложение только от одного претендента. В этом случае, если полученное предложение устраивает заказчика, как указано выше, переговоры признаются состоявшимися.

По результатам проведения переговоров заказчик составляет протокол, в котором отражаются содержание и результаты переговоров. Протокол представляется на утверждение руководителю заказчика либо иному уполномоченному на то лицу, которые в трехдневный срок должны принять решение об утверждении результатов переговоров. После утверждения протокола проведения переговоров заказчик и выбранный им претендент в течение десяти дней обязаны заключить договор (государственный контракт). Следует учитывать, что в соответствии с пунктом 72 Положения о торгах в заключаемый договор (государственный контракт) включаются существенные условия, сформированные по результатам переговоров. По взаимному согласию сторон в договор могут быть внесены отдельные условия, которые не были предметом рассмотрения подрядных торгов или переговоров, но не изменяющие их условий. В связи с этим необходимо обратить внимание на следующие нормы законодательства, регулирующие порядок изменения заключенных договоров.

Как было указано выше, нормы Указа №618, за исключением норм п.3, распространяются на все государственные закупки, независимо от того осуществляются ли они в строительстве или в других сферах. В соответствии с п.9 данного Указа при осуществлении государственных закупок не допускается изменение условий договора на государственную закупку, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, государственных внебюджетных, инновационных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества, если иное не предусмотрено в актах Президента Республики Беларусь, законах Республики Беларусь и постановлениях Совета Министров Республики Беларусь. В развитие данной нормы Советом Министров Республики Беларусь были установлены случаи, когда допускается изменение условий договоров на государственные закупки. Так подпунктом 2.1. пункта 2 Постановления № 1987 установлено, что заказчик, в ходе проведения процедуры государственной закупки, вправе в пределах средств, выделенных из республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также из государственных внебюджетных и инновационных фондов, увеличивать (уменьшать) до 10 процентов объем данной закупки. Кроме того данной нормой заказчику предоставлено право изменять стоимость закупки, указанную в договоре. Указанные изменения объема закупки или ее стоимости возможны в случае изменения стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг), которое невозможно было предусмотреть в начале процедуры этой закупки, а также в случае изменения законодательства.

В отношении договоров заключенных по результатам подрядных торгов или переговоров в строительстве, вне зависимости от источников их финансирования, Советом Министров установлены специальные нормы, регулирующие изменение цены таких договоров. В соответствии с пунктом 11 Положения о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов (далее – «Положение о порядке формирования цены»), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 № 235, договорная цена корректируется в случаях:

Внесения в установленном порядке изменений в проектно-сметную документацию;

Изменения налогового законодательства;

Изменения стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с учтенной в договорной цене (с согласия заказчика);

Изменения прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке.

Таким образом, с учетом вышеуказанной нормы пункта 72 Положения о торгах, после заключения договора по результатам процедуры переговоров в строительстве, цена договора может быть изменена только в случаях предусмотренных пунктом 11 Положения о порядке формирования цены. Иные существенные условия договора, которые были предметом переговоров, не могут быть изменены, в том числе и по соглашению сторон. Это было подтверждено и пунктом 33 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23.12.2005 №33 «О некоторых вопросах рассмотрения споров, вытекающих из договора строительного подряда». Как указано в данном постановлении последствием несоблюдения указанных требований законодательства, может быть установление факта ничтожности соглашения сторон о внесении изменений в условия договора строительного подряда.

Итак, для проведения процедуры переговоров в строительстве заказчику необходимо оформить как минимум два документа:

Распоряжение (приказ или иной документ) о проведении процедуры переговоров, которое, при необходимости, может содержать и список приглашаемых претендентов;

Протокол проведения переговоров.

Приведем примеры форм приказа и протокола используемых для проведения переговоров в строительстве.

Примерная форма приказа

________________________

Наименование организации

____________ № _________

(дата) (номер)

_______________________

(место издания)

О размещении заказа на _______________________________

(наименование предмета заказа)

на основе переговоров

Приказываю:

1. В соответствии с пунктом 10 Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 №235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов» провести процедуру переговоров для выбора подрядчика на _________________________

(наименование предмета заказа)

2. Процедуру переговоров провести в период с ___________ по _____________.

3. Назначить ответственным за проведение переговоров _____________________________

(должность Ф.И.О. ответственного лица или наименование конкурсной комиссии)

4. _____________________________________________ определить перечень претендентов

для участия в переговорах и направить им по почте приглашения.

5. Направить претендентам, выразившим желание участвовать в переговорах, техническое задание и проект договора.

6. Предоставить _______________________________________________________________

(должность Ф.И.О. ответственного лица или наименование конкурсной комиссии)

полномочия на проведение переговоров с претендентами, получение и оценку представленных ими предложений, выбор победителя переговоров.

7. _____________________________________________ составить протокол по результатам

(должность Ф.И.О. ответственного лица или наименование конкурсной комиссии)

проведения переговоров и представить его на утверждение директору организации.

______________________________ _________________ ___________________

Наименование должности руководителя организации Подпись Расшифровка подписи

С приказом ознакомлен _________________ ___________________

Подпись Расшифровка подписи

___________________

Примерная форма протокола проведения переговоров

УТВЕРЖДАЮ

______________________________

(должность)

_____________ ___________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

__________________

ПРОТОКОЛ

по результатам переговоров

по размещению заказа на __________________________

(предмет заказа)

___________________________________ __________ _________

(место проведения, адрес, телефон) (дата) (время)

Действующий

(должность Ф.И.О. ответственного лица)

на основании ___________________________________________________ провел переговоры с

(приказ, решение, распоряжение или другой документ о размещении заказа на основе переговоров)

претендентами, представившими свои предложения на процедуру переговоров по получению заказа на ______________________________________________.

(предмет заказа)

1. К участию в переговорах были приглашены следующие претенденты: _______________

__________________________________________________________________________________

2. Приглашения претендентам были направлены ___________________________________

(по почте, по факсимильной связи, и т.п.)

3. Приглашение к участию в переговорах было опубликовано в ______________________

(наименование средства массовой информации, в случае если такая публикация проводилась)

4. Претенденты, участвовавшие в переговорах и представившие свои предложения:

- ______________________________________;

(полное наименование и адрес претендентов)

Полное
наименование
претендента

Показатели по основным пунктам предложений претендентов

Цена предложе-ния,

Сроки выполнения заказа

Условия оплаты

Условия поставки

окончание

продолжи-тельность

6. Изучив и оценив предложения и материалы, представленные претендентами, наиболее выгодным для заказчика признано предложение _______________________________________

(полное наименование победителя переговоров)

со следующими условиями:

договорная (контрактная) цена ____________________________ рублей;

срок выполнения заказа:

Начало _______________________ 200_ г.,

Окончание _______________ 200_ г.;

Другие условия ________________________________________________________

_________________ ________________________

(подпись) (должность Ф.И.О. ответственного лица)

Приложения:

- ______________________________________;

- ______________________________________;

- ______________________________________.

Ведущий юрисконсульт

ООО «Юридическо-консалтинговое

бюро Кунцевич и партнеры»

О проведении переговоров

по выбору подрядчика

на текущий (капитальный, иной вид) ремонт

В связи с необходимостью выбора подрядчика по объекту: "_____________ _____________", расположенному по адресу: _____________________, и выделением бюджетного финансирования, в целях рационального, эффективного и прозрачного расходования бюджетных денежных средств, обеспечения добросовестной конкуренции, соблюдения принципов гласности, объективности оценки, единства требований и создания равных условий, выбора оптимального подрядчика

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести процедуру переговоров по выбору подрядчика на выполнение работ по объекту: "________", расположенному по адресу: ____________________.

2. Переговоры провести в соответствии с требованиями постановления Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 N 235 "Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов".

3. Переговоры провести "___" __________ 20___ г.

4. К участию в переговорах пригласить следующих потенциальных претендентов: - ______________________________, местонахождение: __________________; (указать полное наименование и организационно-правовую форму) - ___________________________, местонахождение: _____________________; - ___________________________, местонахождение: _____________________.

5. Приглашения потенциальным претендентам направить __________________ (вариант: по факсу (с обязательным подтверждением получения приглашения со стороны потенциальных претендентов, которым такие приглашения направлены), электронной почте (электронным документом (при наличии утвержденных правил по составлению, регистрации и направлению такого рода документов)), почтой (заказным письмом с уведомлением о вручении), нарочным (указать ответственного за направление данным способом), иным способом).

6. Ответственным лицом за организацию и проведение переговоров назначить ___________________________________________________________________.

7. С целью подготовки и проведения переговоров с соблюдением принципов гласности, объективности оценки, единства требований, создания равных конкурсных условий, развития конкуренции в строительстве, обеспечения снижения его стоимости, в целях выбора оптимального подрядчика создать конкурсную комиссию (далее - Комиссия) по выбору подрядчика по объекту: "_________________", расположенному по адресу: _____________________________.

8. Состав Комиссии сформировать в количестве ____ человек:

председатель Комиссии - _____________________________________;

заместитель председателя - __________________________________;

секретарь Комиссии - ________________________________________;

члены Комиссии: ___________________________________________.

Руководство деятельностью Комиссии осуществляет ее председатель. На период его отсутствия - заместитель председателя.

Председатель Комиссии несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комиссию задач и функций.

При отсутствии специалистов соответствующего профиля Комиссия вправе привлекать специалистов из органов государственного управления Республики Беларусь или иных организаций для включения в состав Комиссии либо для работы в качестве экспертов.

Представители Комитета государственного контроля Республики Беларусь имеют право участвовать в качестве наблюдателей в работе Комиссии на любой стадии проведения переговоров.

В своей деятельности Комиссия руководствуется действующим законодательством, настоящим Приказом, регламентом деятельности Комиссии по организации проведения переговоров, локальными актами, решениями, принимаемыми руководителем заказчика.

9. Определить полномочия Комиссии исходя из целей ее создания:

Определяет перечень требований к потенциальным претендентам, исходя из предмета заказа, порядок проведения процедуры, порядок, форму, окончательное время подачи предложений, время вскрытия и рассмотрения предложений, критерии и способы оценки предложений;

Разрабатывает приглашение к участию в переговорах, предоставляет на подпись __________________________ (указать лицо, уполномоченное ставить подпись на такого рода документы), регистрирует и в день подписи направляет потенциальным претендентам с приложением технического задания;

Определяет окончательное время подачи претендентами предложений;

Назначает лицо, ответственное за направление в установленном настоящим Приказом порядке приглашения на переговоры, дополнительные источники публикации приглашения;

Обеспечивает разъяснение возникающих у претендентов вопросов в отношении информации, указанной в документах по переговорам;

Определяет критерии оценки квалификационных данных претендентов и перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения квалификационных данных;

Проверяет предложения на их соответствие требованиям приглашения и технического задания;

Устанавливает критерии определения наилучшего предложения;

Принимает решение о запрещении отзыва или изменения претендентами предложений до истечения срока их подачи;

Определяет возможность использования претендентами в предложениях товаров и (или) работ с техническими решениями, альтернативно изложенными в документах по закупке, а также представления предложений на часть закупаемых товаров, работ или услуг;

Получает предложения и проводит их регистрацию;

Вскрывает предложения в указанное в приглашении время;

При необходимости запрашивает у претендентов дополнительную информацию, касающуюся разъяснения представленных ими предложений;

Отклоняет предложения в случаях несоответствия таковых требованиям технического задания и приглашения, непредставления или отказа претендента от представления информации, определенной техническим заданием и приглашением, или представления недостоверной информации;

Определяет сроки, порядок, способ, форму проведения переговоров с претендентами по снижению цен поданных ими предложений;

Оценивает предложения в соответствии с критериями, способами оценки и в порядке, указанными в приглашении;

Выбирает одно наилучшее предложение и соответственно одного подрядчика;

Принимает решение о результатах переговоров;

Составляет протокол по результатам проведения переговоров и представляет его руководителю заказчика в течение одного рабочего дня от даты составления для утверждения;

В случае, если не представляется возможным определить наилучшее предложение, делает заключение о целесообразности проведения повторной процедуры;

При необходимости направляет материалы в научно-исследовательские институты, научные общества, ассоциации, организации и отдельным специалистам для получения письменных заключений по ним в установленные сроки;

Определяет регламент своей работы.

Члены Комиссии:

Имеют право при несогласии с решением Комиссии представлять мотивированные возражения в письменном виде;

Несут ответственность (равно как и привлекаемые к участию в ее работе специалисты) за соблюдение в своей деятельности установленных правил, за объективность принятия решений, а также за разглашение информации, которая согласно условиям процедуры является коммерческой тайной;

Участвуют в заседаниях Комиссии без права замены.

Членом Комиссии не может быть:

Работник заказчика, который имеет статус индивидуального предпринимателя;

Представитель претендента, в том числе работающий по совместительству у заказчика на основе трудового договора (контракта);

Супруг (супруга), родственник до третьей степени включительно кого-либо из претендентов;

Работник заказчика, обладающий акциями (долями) в уставном фонде одного из претендентов, или за последние три года согласно записям в трудовой книжке осуществлявший деятельность на основе трудового договора (контракта) с одним из претендентов, или состоявший в руководящем или административном органе претендента;

Работник заказчика, не ознакомленный с настоящим Приказом.

Комиссия не несет ответственности перед претендентами при объявлении процедуры закупки, не состоявшейся по обстоятельствам, не зависящим от работы Комиссии.

10. Заседания Комиссии проводить по мере необходимости.

11. Организацию заседания Комиссии, оформление протоколов, направление и прием запросов, оформление, прием и рассылку писем по процедуре переговоров, а также иные обязанности согласно решению Комиссии обеспечивать секретарю Комиссии. Для осуществления данных функций в целом или в части Комиссия может уполномочивать (назначать) иное лицо, в том числе из состава членов Комиссии по процедуре или работников заказчика.

12. Решение Комиссии принимать открытым голосованием при условии присутствия не менее 2/3 ее состава и считать принятым, если за него проголосовало более половины членов Комиссии, участвующих в заседании. При равном распределении голосов принимается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании Комиссии.

13. Решения Комиссии оформлять протоколами, которые подписываются председательствующим на заседании Комиссии, секретарем Комиссии, членами Комиссии и утверждаются руководителем заказчика.

14. После утверждения руководителем заказчика протокола (протоколов) по результатам проведения переговоров совместно с ______________________ (работником заказчика, при необходимости с привлечением сторонней организации) в течение двух рабочих дней разработать проект договора подряда с учетом проведенных переговоров, предложения претендента, выбранного подрядчиком.

15. Согласовать проект договора в соответствии с действующим порядком со службами и отделами, представить на подпись руководителю заказчика, после чего направить выбранному подрядчику для заключения в соответствии с установленным сроком на его заключение.

16. Исполнителем по договору подряда после его заключения назначить _______________, которому вменить в обязанность обеспечить контроль за его выполнением со стороны подрядчика, а также за выполнением обязательств со стороны заказчика.

17. Всем службам, отделам, работникам заказчика в силу своей компетенции оказывать при обращении Комиссии помощь для надлежащего проведения переговоров по выбору подрядчика по объекту: "_____________________________".

18. Настоящий Приказ довести до сведения заинтересованных лиц под роспись.

Руководитель заказчика ___________________ Исполнитель __________________ /______________/ "___" ________ 20__ г.

ВОПРОС :

Заказчик (коммерческая организация без доли государства в уставном фонде) силами подрядных организаций строит объект для собственных нужд за счет собственных средств. Строительство объекта ведется не «под ключ». Обязан ли заказчик проводить процедуры переговоров по выбору подрядчика и поставщиков материалов?

ОТВЕТ :

На сегодняшний день порядок закупок товаров, работ и услуг при строительстве регулируются двумя нормативными актами: Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 №591 «О проведении процедур закупок при строительстве» и Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 №88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов».

Указ №591 устанавливает, что закупки работ, услуг и товаров при строительстве производятся путем проведения торгов либо переговоров. Каких-либо исключений из этого правила Указ №591 не содержит.

В силу норм подп.7-1-2 п.7-1 Положения №88 в случаях, когда проведение подрядных торгов (торгов) не является обязательным, по выбору заказчика проводятся подрядные торги (торги) или переговоры при размещении заказов, финансируемых за счет иных источников (в которые входит и финансирование за счет собственных средств заказчика), на:

  • оказание инженерных услуг стоимостью менее 3 тыс. базовых величин, закупку товаров стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, необходимых для строительства объектов стоимостью 100 тыс. базовых величин и более;
  • строительство объектов стоимостью менее 100 тыс. базовых величин, в том числе на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами, выполнение проектных и изыскательских работ, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, оказание инженерных услуг, а также на закупку товаров, необходимых для строительства этих объектов.

ВЫВОД :

В данной ситуации с заказчика не снимается обязанность провести процедуру закупки. Поскольку при размещении коммерческой организацией заказа на закупку товаров, работ, услуг для объекта строительства, финансируемого за счет собственных средств, законодательством не установлена обязательность проведения торгов, то в этом случае заказчик может провести процедуру переговоров.

Непроведение процедуры закупки или проведение ее с нарушением влечет административную ответственность в виде штрафов (ст.21.17, 23.83 КоАП). В некоторых случаях нарушение действующего в Республике Беларусь порядка проведения закупок может повлечь уголовную ответственность.

Переговоры.

3) в случаях:

Прозрачность процедуры,

Организации, основной вид деятельности которых является производство и реализация продукции, для выполнения текущего или капитального ремонта имеющихся у них на балансе зданий и сооружений нанимают подрядчиков. При этом очень часто встает вопрос как сделать ремонт не нарушив действующего законодательство.

Порядок организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов установлен Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 №88. Необходимо отметить, что указанное Положение не распространяется на закупки при строительстве с привлечением бюджетных средств (на государственные закупки).

Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (далее – Положение) предусмотрены следующие виды закупок:

Подрядные торги (при выборе подрядчика);

Торги (при закупке материалов);

Переговоры.

Подрядные торги (торги) проводятся в случаях прямо предусмотренных действующим законодательством. В частности Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве», пунктом 7 Положения.

В случаях, когда проведение подрядных торгов (торгов) не является обязательным проводится процедура переговоров.

Процедура переговоров проводится:

1) при размещении заказов, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, на:

Оказание инженерных услуг стоимостью менее 3 тыс. базовых величин, закупку товаров стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, необходимых для строительства объектов стоимостью 6 тыс. базовых величин и более;

Строительство объектов стоимостью менее 6 тыс. базовых величин, в том числе на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами, выполнение проектных и изыскательских работ, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, оказание инженерных услуг, а также на закупку товаров, необходимых для строительства этих объектов;

2) при размещении заказов, финансируемых за счет иных источников, в том числе средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, на:

Оказание инженерных услуг стоимостью менее 3 тыс. базовых величин, закупку товаров стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, необходимых для строительства объектов стоимостью 100 тыс. базовых величин и более;

Строительство объектов стоимостью менее 100 тыс. базовых величин, в том числе на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами, выполнение проектных и изыскательских работ, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, оказание инженерных услуг, а также на закупку товаров, необходимых для строительства этих объектов;

3) в случаях:

Заключения договоров субподряда генеральным подрядчиком для выполнения отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов;

Если подрядные торги (торги), проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;

Заключения договоров о выполнении работ по текущему ремонту.

В соответствии с Положением переговоры - форма размещения заказов на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов, предусматривающая определение подрядчика, исполнителя или поставщика, предложение которого удовлетворяет требованиям и условиям, изложенным в документации для переговоров;

документация для переговоров - комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках предмета заказа, а также об условиях и процедуре проведения переговоров.

До проведения процедуры переговоров издается приказ, распоряжение или другой документ о размещении соответствующего заказа на основе переговоров, дате их проведения, порядке извещения участника (участников) о проведении переговоров, создании конкурсной комиссии (назначении ответственного лица за проведение переговоров) с определением ее (его) полномочий.

Комиссия или ответственное за процедуру переговоров лицо:

Разрабатывает документацию для переговоров, проект соответствующего договора и при необходимости документацию для предварительного квалификационного отбора участников;

Определяет перечень приглашаемых участников, направляет им приглашения для участия в переговорах, а также при необходимости размещает извещение о проведении переговоров и (или) публикует его в любых средствах массовой информации. При отсутствии конкуренции на рынке товаров конкурсная комиссия (ответственное лицо за проведение переговоров) должна (должно) представлять руководителю организатора переговоров письменное обоснование, устанавливающее причину направления приглашения одному поставщику;

Представляет участникам документацию для переговоров и при необходимости документацию для предварительного квалификационного отбора участников;

Организует и проводит переговоры;

Оценивает представленные участниками предложения для переговоров и принимает решение о результатах проведения переговоров;

Оформляет по результатам проведения переговоров протокол и извещает участников в письменной и (или) в электронной форме о результатах их проведения;

Заключает соответствующий договор по результатам проведения переговоров;

Осуществляет при необходимости другие функции, связанные с организацией и проведением переговоров.

Документация для переговоров должна содержать:

требования к предмету заказа и их участникам;

сведения о предпроектной (предынвестиционной) документации (проектной, в том числе сметной, документации) (если обязательность ее разработки предусмотрена нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами) и порядок ознакомления с ней или техническое задание на закупку товаров (работ, услуг), если в соответствии с законодательством разработка предпроектной (предынвестиционной), проектной документации не является обязательной;

требования к сроку выполнения заказа;

цену заказа, применяемую в качестве стартовой, с возможностью внесения предложений по ее изменению, в том числе валюту цены заказа и валюту расчетов, порядок учета цены расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;

условия платежей по договору, в том числе порядок и условия открытия аккредитива, если используется аккредитивная форма оплаты;

проект соответствующего договора;

требования к участникам о представлении документов об их экономическом и финансовом положении на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи предложения для переговоров;

требования к системе контроля качества закупаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг);

требования к наличию в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия товаров (работ, услуг) и иные требования, устанавливаемые организатором переговоров с учетом особенностей предмета заказа;

требования к содержанию, форме (в письменной форме на бумажном носителе в отдельном конверте и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации) и оформлению предложений для переговоров;

порядок и срок отзыва предложений для переговоров, а также порядок внесения изменений в такие предложения;

порядок и срок представления разъяснений положений документации для переговоров;

порядок, место и срок подачи предложений для переговоров, а также предквалификационных документов (при необходимости);

место, дату и время, порядок вскрытия конвертов с предложениями для переговоров в письменной форме на бумажном носителе (открытия предложений для переговоров, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации), а также вскрытия конвертов с предквалификационными документами в письменной форме на бумажном носителе (открытия предквалификационных документов, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации) (при необходимости);

право организатора переговоров на запрос у участников разъяснений их предложений;

порядок и предполагаемые сроки проведения переговоров, а также предварительного квалификационного отбора участников (при необходимости);

требования к участнику, в соответствии с которыми переговоры могут проводиться его уполномоченным лицом, и требования к документу, подтверждающему такие полномочия (доверенность или иной документ), который представляется перед началом проведения переговоров;

критерии оценки победителя переговоров, их значимость и порядок определения такого победителя;

право организатора переговоров на проведение процедуры снижения цены заказа, а также порядок проведения такой процедуры;

срок, в течение которого победитель должен подписать проект соответствующего договора либо совершить иные действия, предусмотренные в документации для переговоров, для его подписания.

Документация для переговоров утверждается руководителем организатора переговоров.

Организатор переговоров обязан направить участникам приглашение на участие в переговорах не позднее чем за 3 рабочих дня до их проведения. Организатор переговоров при необходимости размещает извещение о проведении переговоров в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) публикует его в любых средствах массовой информации.

Организатор переговоров может провести переговоры с каждым участником индивидуально или рассматривать предложения для переговоров на заседании конкурсной комиссии.

Дополнительным элементом переговоров является процедура снижения цены заказа, которая заключается в повышении предпочтительности предложений путем добровольного снижения участниками цены своих первоначально поданных предложений, уменьшения сроков выполнения заказа, снижения размера аванса или улучшения других условий закупки предмета заказа при условии сохранения остальных положений своих предложений без изменений. Процедура снижения цены заказа может быть проведена в случае, если в документации для переговоров дается указание на возможность ее проведения.

Участники, принимавшие участие в процедуре снижения цены заказа и снизившие его первоначальную цену, а также улучшившие другие условия выполнения заказа, обязаны дополнительно представить откорректированные документы, определяющие их коммерческие предложения, оформленные в порядке, предусмотренном для подачи предложений для переговоров.

По результатам проведения переговоров не позднее десяти календарных дней после завершения размещения заказа и утверждения протокола о проведении переговоров. заключается договор.

Исходя из опыта применения Положения при проведении переговоров по выбору подрядчика на проведение работ по текущему или капитальному ремонту необходимо отметить следующие недостатки:

1) пункт 66 Положения указывает «Организатор переговоров обязан направить участникам приглашение на участие в переговорах не позднее чем за 3 рабочих дня до их проведения. Организатор переговоров при необходимости размещает извещение о проведении переговоров в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) публикует его в любых средствах массовой информации.». Применение способа извещения участников путем направления им приглашений может привести к коррупционным проявлениям, когда приглашаются только «знакомые» участники, что сужает круг претендентов. Размещение приглашения в информационной системе «Тендеры» значительно расширяет круг потенциальных претендентов, но употребляемое в пункте 66 Положения сочетание «и» (или)» обязывает организатора дополнительно публиковать приглашение в любых средствах массовой информации, что увеличивает затраты организатора переговоров. На мой взгляд, в целях привлечения как можно больше потенциальных подрядчиков необходимо разместить приглашения в информационной системе «Тендеры» и дополнительно направить приглашение всем известным потенциальным участникам, в связи с чем, пункт 66 Положения нуждается в корректировке;

2) Положение не предусматривает как поступить организатору, если не поступило ни одного предложения. По сути, необходимо данное обстоятельство отразить в протоколе, подготовить новое предложение и заново проводить работу по приглашению участников. На мой взгляд, с целью экономии времени и материальных ресурсов необходимо чтобы Положение содержало условие о возможности по решению организатора продлить проведение процедуры переговоров в случае поступления одного предложения или не поступления предложений.

Из положительных сторон применения Положения при выборе подрядчиков можно отметить:

Прозрачность процедуры,

Возможность выбора подрядчика на конкурентной основе,

Возможность заключения договора на крайне выгодных условиях. При проведении процедуры переговоров в два этапа, т.е. с применением процедуры снижения цены заказа, изначальная цена предложения может быть снижена участниками до 40%, что крайне выгодно для заказчика.

Последние материалы раздела:

Или два прогноза будущего
Или два прогноза будущего

Рассматривая астрологическую карту президента Беларуси на 2017 год, астролог Светлана Драган обратила внимание на неординарные свойства его...

Как проверить задолженность перед выездом за границу
Как проверить задолженность перед выездом за границу

Где и каким образом человеку узнать о долгах по налогам: транспортному, имущественному, земельному и НДФЛ?Есть несколько способов, которым...

Интернет-сервис “Онлайн запись на прием в инспекцию”
Интернет-сервис “Онлайн запись на прием в инспекцию”

На нашем сайте Вы можете записаться онлайн на прием в налоговую инспекцию . Сделать это очень просто, достаточно воспользоваться удобным сервисом,...