Казначейское сопровождение контрактов. Расширение сферы казначейского сопровождения средств (Артемова И.В.) Форма государственного контракта с казначейским сопровождением

Расширение сферы казначейского сопровождения средств (Артемова И.В.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Казначейское сопровождение средств означает обязанность юридических лиц - крупных получателей бюджетных средств открыть счета в Федеральном казначействе. В результате Федеральное казначейство получает возможность контролировать целевое расходование средств. Казначейское сопровождение внедряется с 2016 года, а в 2017 году его сфера расширена. Кроме того, "дорожной картой" предусмотрены в ближайшие годы дальнейшие мероприятия по поэтапному переходу к казначейскому сопровождению.

Средства, подлежащие казначейскому сопровождению

Казначейское сопровождение денежных средств в 2017 году предусмотрено Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Закон N 415-ФЗ). Казначейское сопровождение осуществляют территориальные органы Федерального казначейства (далее - ТОФК). Такое сопровождение предусмотрено для бюджетных средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями их предоставления (целевые средства).

Примечание. Казначейство России, Росфинмониторинг и ФНС России будут обмениваться информацией в рамках казначейского сопровождения средств путем межведомственного взаимодействия.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 415-ФЗ казначейскому сопровождению подлежат:
1) субсидии (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям) и бюджетные инвестиции юридическим лицам, предоставляемые в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса РФ, а также:
- взносы в уставные (складочные) капиталы юридических лиц и их дочерних обществ, вклады в их имущество, не увеличивающие их уставные (складочные) капиталы, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии и бюджетные инвестиции;
- авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым получателями указанных субсидий и бюджетных инвестиций, а также получателями указанных выше взносов (вкладов) с юридическими лицами - исполнителями по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются данные субсидии, бюджетные инвестиции и взносы (вклады);
- авансовые платежи по указанным контрактам (договорам), заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения контрактов (договоров);
2) авансовые платежи по государственным контрактам (за исключением заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму более 100 млн руб., а также авансовые платежи по контрактам (договорам), заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных контрактов;
3) авансовые платежи по контрактам (договорам), заключаемым на сумму более 100 млн руб. федеральными бюджетными или автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в ТОФК, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели, предоставляемые в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, и субсидии на осуществление капитальных вложений, предоставляемые в соответствии со статьей 78.2 БК РФ, а также авансовые платежи по таким контрактам (договорам), заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках их исполнения. Данная норма является нововведением 2017 года;
4) средства, получаемые юридическими лицами по государственным контрактам (контрактам, договорам) в случаях, установленных Правительством РФ.

Новые сферы казначейского сопровождения

Согласно перечню поручений Президента России по итогам совещания с членами Правительства 1 февраля 2017 г. (от 21.02.2017 N Пр-317) Правительству РФ было поручено разработать совместно с Администрацией Президента РФ, Счетной палатой РФ, Росфинмониторингом и утвердить до 15 апреля 2017 г. план мероприятий ("дорожную карту"), обеспечивающих поэтапный переход к казначейскому сопровождению бюджетных средств.
При этом должны быть предусмотрены:
- особенности осуществления контроля расчетов по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа (за исключением подлежащих банковскому сопровождению), с учетом необходимости установления полного контроля за расчетами по контрактам на всех уровнях кооперации;
- осуществление начиная с 2018 года полного контроля за расчетами по контрактам, заключаемым с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и по контрактам (договорам), заключаемым во исполнение таких государственных контрактов (за исключением контрактов по государственному оборонному заказу, подлежащих банковскому сопровождению);
- поэтапное установление контроля расчетов по иным государственным контрактам;
- формирование перечня иных случаев, в которых осуществляется казначейское сопровождение.
План мероприятий ("дорожная карта") от 25.05.2017 N 3541п-П13 по обеспечению поэтапного перехода к казначейскому сопровождению бюджетных средств был утвержден Первым заместителем Председателя Правительства РФ Игорем Шуваловым.
В соответствии с пунктом 2.1 "дорожной карты" Казначейству России поручено обеспечить казначейское сопровождение средств, предоставленных на реализацию проектов в сфере развития транспортной системы, здравоохранения, космической деятельности, а также проектов в рамках социально-экономического развития Республики Крым. Соответствующее распоряжение от 14.07.2017 N 1502-р (далее - Распоряжение N 1502-р) утверждено Правительством РФ.
Согласно пункту 2 Распоряжения N 1502-р главные распорядители средств федерального бюджета как получатели средств федерального бюджета в рамках казначейского сопровождения вышеуказанных средств должны обеспечить внесение изменений в государственные контракты, договоры (соглашения), а также в контракты (договоры), заключаемые в рамках их исполнения, в части дополнения их следующими условиями:
- о раскрытии структуры цены государственного контракта, контракта (договора), суммы субсидии (взноса) по договору (соглашению), заключенному юридическим лицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем, получающими средства на основании государственного контракта, договора (соглашения), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения;
- о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (далее - ФХД) юридическим лицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем при использовании средств, полученных на основании государственного контракта, договора (соглашения), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения;
- об осуществлении платежей после проведения Казначейством России проверки документов на соответствие фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), данным раздельного учета результатов ФХД и информации о структуре цены государственного контракта, суммы субсидии (взноса) по договору (соглашению), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения.
Порядок раскрытия цены, ведения раздельного учета, а также порядок проверки документов утверждены Приказом Минфина России от 30.06.2017 N 500 (далее - Порядок проверки).
Согласно пункту 3 Распоряжения N 1502-р Казначейство России, Росфинмониторинг и ФНС России будут обмениваться информацией в рамках казначейского сопровождения средств путем межведомственного взаимодействия.

Правила сопровождения

Правила казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1552 (далее - Правила N 1552).
Юридические лица - получатели целевых средств обязаны открыть в ТОФК лицевые счета для учета операций неучастников бюджетного процесса, куда зачисляются и откуда списываются целевые средства (п. 4 Правил N 1552). Операции по расходованию целевых средств с их лицевого счета осуществляются только после представления документов, подтверждающих возникновение обязательств по расходам, и проведения ТОФК санкционирования операций в порядке, установленном Минфином России (п. 6 Правил N 1552).
Порядок проведения ТОФК санкционирования операций при казначейском сопровождении госконтрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, утвержден Приказом Минфина России от 28.12.2016 N 244н (далее - Порядок N 244н).
Для санкционирования целевых расходов организации, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, организация вместе с платежным поручением на оплату целевых расходов представляет в ОФК:
- контракт (договор), по которому у организации возникло обязательство по оплате целевых расходов,
- а также иные документы, подтверждающие возникновение указанного обязательства у организации, предусмотренные Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденным Приказом Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Это могут быть накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура.
Согласно пункту 20 Порядка N 244н в 2017 году при санкционировании целевых расходов юридическое лицо - исполнитель по государственному контракту (контракту учреждения), юридическое лицо - получатель субсидии, бюджетной инвестиции, взноса (вклада) представляет в ТОФК, а также заказчику Сведения об исполнителях (соисполнителях) государственных контрактов, контрактов учреждений, договоров (соглашений) (код формы по ОКУД 0501116).
Каждое платежное поручение, в том числе платежное поручение, направленное соисполнителям, проверяется ТОФК. Если соисполнителя нет в Сведениях (ф. 0501116), платеж не будет проведен (п. 22 Порядка N 244н).
Выплаты по окончательным расчетам осуществляются только после представления документов-оснований, подтверждающих факт исполнения юридическим лицом обязательств по государственному контракту, контракту учреждения, контракту, договору (отдельному их этапу) (п. 18 Порядка N 244н).
Согласно пункту 23 Порядка N 244н при санкционировании целевых расходов ТОФК в соответствии с решениями Правительства РФ проводят проверку:
а) соответствия содержащейся в документах информации о сроках поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и количестве товаров (объеме работ, услуг) условиям государственного контракта (контракта, договора);
б) фактов поставки товара, выполнения работ, оказания услуг с использованием фото- и видеотехники;
в) соответствия цены товара, работы, услуги, указанной в государственном контракте (контракте, договоре), структуре себестоимости по элементам затрат;
г) непревышения размера прибыли (доходности) над величиной предельной прибыли (доходности), установленной условиями госконтракта (контракта, договора).
При выявлении нарушений в ходе проведения таких проверок ТОФК не позднее пяти рабочих дней после выявления факта нарушений направляют государственному заказчику (исполнителю, соисполнителю) по государственному контракту (контракту, договору) информацию об указанных нарушениях.
Случаи и порядок проведения проверок установлены Порядком проверок. ТОФК проверяет документы, представленные исполнителем по госконтракту, на соответствие:
- фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам);
- данным раздельного учета результатов ФХД;
- информации о структуре цены контракта (расходной декларации).
Такая проверка проводится как при открытии лицевого счета, предназначенного для учета операций со средствами неучастников бюджетного процесса исполнителю, так и при проведении платежей с лицевого счета на основании представленных исполнителем документов.
Согласно пункту 3 Порядка проверки при открытии лицевых счетов ТОФК осуществляет проверку Расходной декларации (в части плановых показателей):
- на наличие информации, предусмотренной Порядком раскрытия структуры цены;
- соответствие информации о раскрываемой цене условиям (цене и объекту закупки, предмету и сумме соглашения) контракта.
При отрицательном результате проверки лицевой счет не открывается до внесения изменений в Расходную декларацию.
При проведении с лицевого счета платежа, связанного с закупкой товаров, работ, услуг, ТОФК осуществляет проверку документов-оснований, представленных исполнителем, а также Расходной декларации (в части фактических показателей):
- на соответствие информации, указанной в документах-основаниях, показателям, содержащимся в Расходной декларации;
- непревышение общей суммы расходов по соответствующим статьям затрат, указанных в Расходной декларации, нарастающим итогом с начала года, над суммой контракта.
Согласно пункту 5 Порядка проверки ТОФК при проведении платежа в целях окончательного расчета по контракту в целом или его этапу дополнительно проверяет соответствие показателей Расходной декларации данным раздельного учета результатов ФХД, а также данным первичных учетных документов, в которых обособленно учтены операции, связанные с исполнением контракта.
Кроме того, по завершении исполнения контракта или его отдельного этапа, а также в случае выявления в Расходной декларации факта превышения фактических показателей над плановыми более чем на 15% ТОФК проводит проверку на соответствие представленных для оплаты документов фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) (далее - объект проверки).
Проверка осуществляется ТОФК непосредственно по месту поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием фото- и видеотехники (п. 7 Порядка проверки). Видеосъемка применяется в случаях, если фотофиксация не позволяет отразить целостность объекта проверки.
Проверка на объектах, имеющих ограничения, связанные с режимом секретности, осуществляется ТОФК с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны.
В день получения документов на оплату ТОФК осуществляет их анализ, определяет дату проведения проверки. Проверка должна начаться не позднее рабочего дня, следующего за днем представления документов, и длиться не более 2 рабочих дней. О дате и месте проведения проверки ТОФК должен уведомить исполнителя контракта.
Применение средств измерения возможно только в отношении объектов проверки, которые поддаются визуальному осмотру или измерению без использования сложных средств измерения или без нарушения конструктивной целостности объекта проверки или его упаковки. Результаты проверки оформляются актом с приложением фото- и видеоматериалов и направляются исполнителю контракта не позднее рабочего дня после завершения проверки.
В акт включаются выводы, основанные на результатах проверки объекта, полученные с использованием средств фото- и видеофиксации (п. 10 Порядка проверки).
В случае положительного результата проверки ТОФК осуществляет платеж с лицевого счета, а при отрицательном - отказывает в его проведении.
При повторном отрицательном результате проверки ТОФК направляет информацию об этом государственному заказчику, получателю бюджетных средств, заказчику по контракту (договору) в произвольной письменной форме.
Оригинал акта вместе с приложенными фото- и видеоматериалами остается в ТОФК и хранится в соответствии с законодательством РФ об архивном деле (п. 12 Порядка проверки).

Дальнейшие планы

В "дорожной карте" предусмотрен еще целый ряд мероприятий, которые предполагается осуществить в 2017 году в целях поэтапного внедрения казначейского сопровождения. В частности, предполагается внедрение казначейского сопровождения средств, получаемых юридическими лицами на основании госконтрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа. В 2017 году должен быть проведен эксперимент по казначейскому сопровождению пилотных государственных контрактов на закупку продукции с длительным технологическим циклом производства, заключаемых МВД России и Росгвардией, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения. По завершении эксперимента к декабрю 2017 года ответственные ведомства должны подготовить предложения по совершенствованию казначейского сопровождения средств в рамках гособоронзаказа.
В течение 2017 года Федеральному казначейству поручено обеспечить ведение реестра конечных получателей субсидий за счет средств федерального бюджета на оказание поддержки в отраслях промышленности и реестра конечных получателей субсидий за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ на оказание поддержки в отраслях сельского хозяйства. Эти реестры должны быть направлены в Минпромторг России, Минсельхоз России и Росфинмониторинг в августе и декабре 2017 года.
Дальнейшее развитие казначейского сопровождения предполагает переход к использованию казначейских аккредитивов.
Так, Минфин России, Банк России, Федеральное казначейство, Росфинмониторинг и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти должны обеспечить казначейское сопровождение целевых средств, предоставленных на основании государственных контрактов (контрактов), договоров (соглашений), определив:
- порядок осуществления операций по казначейскому обеспечению обязательств с применением документа, подтверждающего обязанность главного распорядителя средств федерального бюджета (государственного заказчика) оплачивать фактически поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, при представлении юридическим лицом - исполнителем документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (далее - казначейский аккредитив) при казначейском сопровождении целевых средств;
- случаи и порядок взаимодействия Федерального казначейства с кредитными организациями;
- порядок осуществления операций по казначейскому обеспечению обязательств с применением казначейского аккредитива при банковском сопровождении государственных контрактов.
К сентябрю 2017 года Минфин России и Росфинмониторинг должны установить перечень случаев осуществления казначейского сопровождения целевых средств, в том числе:
- государственных контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенных п. 2 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе, и контрактов (договоров), заключенных в рамках их исполнения;
- контрактов (договоров), заключаемых федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, поступающих им на сумму более 100 000 тыс. руб., и контрактов (договоров), заключенных в рамках их исполнения;
- соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов РФ или для последующего софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, а также госконтрактов, договоров (соглашений) и контрактов (договоров), заключенных в рамках их исполнения.
Федеральные бюджетные учреждения ждет еще одно нововведение. Согласно пункту 2.9 "дорожной карты" должно быть подготовлено распоряжение Правительства РФ, согласно которому оплата обязательств по отдельным контрактам (договорам), заключаемым указанными учреждениями, будет осуществляться Федеральным казначейством после проверки наличия документов, являющихся основанием для оплаты таких обязательств, в информационных системах ведомства и (или) в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).
Кроме того, готовятся поправки в Федеральные законы от 08.05.2010 N 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений и от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", устанавливающие требования:
- к размерам авансовых платежей по контрактам (договорам), заключаемым бюджетными и автономными учреждениями,
- к условиям, подлежащим включению в указанные контракты (договоры), о перечислении средств поставщикам (подрядчикам, исполнителям) после подтверждения поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме выплаченного авансового платежа.
Ряд мероприятий "дорожной карты" направлен на информационное обеспечение прозрачности расчетов. В частности, будет установлено полномочие Федерального казначейства по определению по согласованию с Росфинмониторингом критериев операций с повышенным риском, а также по использованию профилей рисков, поступивших из Росфинмониторинга, иных контрольных органов при казначейском сопровождении государственных контрактов, соглашений, а также контрактов (договоров), заключенных в рамках их исполнения.
Согласно пункту 3.3 "дорожной карты" в ЕИС будет предусмотрено формирование и ведение информации о головных исполнителях по государственным контрактам, исполнителях (соисполнителях) по контрактам, заключаемым в рамках их исполнения.

Список использованных источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации - Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.07.2017 с изменениями, вступившими в силу с 30.07.2017).
2. Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ред. от 29.07.2017 с изменениями, вступившими в силу с 10.08.2017).
4. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ред. от 30.11.2016 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2017).
5. Приказ Минфина России от 30.06.2017 N 500 "Об утверждении документов, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации о казначейском сопровождении средств, получаемых на основании отдельных государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения".
6. Приказ Минфина России от 28.12.2016 N 244н "О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (ред. от 10.03.2017 с изменениями, вступившими в силу с 14.05.2017).
7. Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 N 1552 "Об утверждении правил казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (ред. от 05.07.2017 с изменениями, вступившими в силу с 15.07.2017).

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.07.2016, N 0001201607050015);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.07.2016, N 0001201607070022).
____________________________________________________________________


В соответствии со Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения.

2. Установить, что при переводе на казначейское сопровождение государственных контрактов (контрактов, договоров), указанных в пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" , заключенных до вступления в силу настоящего постановления, государственным заказчиком (исполнителем (соисполнителем) по форме, установленной Федеральным казначейством, в территориальный орган Федерального казначейства представляется информация:

о суммах произведенных кассовых выплат (в том числе о суммах авансовых платежей) по направлениям расходования средств по государственному контракту (контракту, договору) с даты заключения государственного контракта (контракта, договора) до даты открытия лицевого счета, предназначенного для учета операций со средствами юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся участниками бюджетного процесса, в территориальном органе Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством;

о суммах неисполненных обязательств государственного заказчика (исполнителя (соисполнителя) перед исполнителем (соисполнителем).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Правила казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 февраля 2016 года N 70

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок казначейского сопровождения в случаях, предусмотренных статьей 5 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - Федеральный закон), договоров (соглашений) о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям), в том числе государственным корпорациям и Государственной компании "Российские автомобильные дороги", бюджетных инвестиций юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации , государственных контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа, государственных контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) на сумму более 100000 тыс. рублей, если условиями указанных государственных контрактов предусмотрены авансовые платежи, государственных контрактов об осуществлении отдельных закупок товаров, работ, услуг в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения (далее - государственные контракты (контракты, договоры, соглашения).

2. Операции со средствами, получаемыми юридическими лицами из федерального бюджета на основании государственных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных инвестиций, субсидий, условием предоставления которых является требование о последующем подтверждении использования их получателями в соответствии с условиями и (или) целями предоставления указанных средств, а также со средствами, получаемыми от исполнителей, соисполнителей и получателей субсидий (бюджетных инвестиций) на основании контрактов, договоров и соглашений, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов, договоров (соглашений) в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона , с остатками средств, указанных в части 5 статьи 5 Федерального закона (далее соответственно - средства, организации), осуществляются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета денежных средств организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса.

Положения, установленные абзацем первым настоящего пункта, в случае принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения не распространяются на средства, получаемые исполнителями контрактов, договоров о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемых в рамках исполнения договоров (соглашений) о предоставлении субсидий. Указанные решения принимаются Правительством Российской Федерации на основании предложений соответствующих главных распорядителей средств федерального бюджета, предоставляющих субсидии организациям, согласованных с Министерством финансов Российской Федерации.

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 года N 610)

3. Операции по зачислению и списанию средств со счетов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляются в порядке, установленном Федеральным казначейством, и отражаются на лицевых счетах, предназначенных для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открываемых организациям в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством (далее - лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса).

4. Основанием для открытия организациям лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса являются государственные контракты (контракты, договоры, соглашения) или нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления субсидий из федерального бюджета организациям, если указанными актами заключение договора (соглашения) о предоставлении субсидий не предусмотрено.

5. Положения, установленные настоящими Правилами для организации, распространяются на обособленное подразделение организации, осуществляющее операции со средствами, поступающими организации при казначейском сопровождении государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений).

6. Операции по списанию средств, отраженных на лицевых счетах для учета операций неучастника бюджетного процесса, осуществляются в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств организаций, возникающих из государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений), после проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, определяющем в том числе перечень документов, подлежащих представлению в территориальные органы Федерального казначейства организациями для подтверждения возникновения денежных обязательств на основании государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений).

7. При казначейском сопровождении в государственные контракты (контракты, договоры, соглашения) включаются следующие условия:

а) о запрете перечисления средств:

авансовых платежей на счета, открытые организации, являющейся исполнителем (соисполнителем) контрактов, договоров, заключенных в рамках исполнения государственного контракта, договора (соглашения) о предоставлении субсидий, в кредитной организации, за исключением авансовых платежей по контрактам, договорам на приобретение коммунальных услуг, услуг связи, авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на печатные издания, аренды в целях обеспечения деятельности организации;
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 года N 610 .

в качестве взноса в уставный (складочный) капитал другой организации, если положениями нормативных правовых актов или договоров (соглашений), регулирующих порядок предоставления средств, не предусмотрена возможность их перечисления указанной организации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 года N 610 .

в целях размещения средств на депозитах, а также в иных финансовых инструментах, если федеральными законами не установлено иное;

на счета, открытые организации в кредитной организации, за исключением случаев оплаты:
(Абзац дополнительно включен с 5 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 года N 610)

обязательств организации в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации;
(Абзац дополнительно включен с 5 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 года N 610)

труда с учетом начислений и социальных выплат, иных выплат в пользу работников, а также лицам, не состоящим в штате организации, привлеченным для достижения цели, определенной при предоставлении субсидии;
(Абзац дополнительно включен с 5 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 года N 610)

фактически выполненных организацией работ, оказанных услуг, поставленных товаров, источником финансового обеспечения которых являются средства, при условии предоставления документов (в том числе копий платежных поручений, реестров платежных поручений), подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров или факт оплаты организацией указанных расходов, возмещения произведенных организацией расходов (части расходов);
(Абзац дополнительно включен с 5 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 года N 610)

б) об осуществлении операций, связанных с исполнением обязательств по государственным контрактам (контрактам, договорам, соглашениям), на лицевых счетах для учета операций неучастника бюджетного процесса;

в) о представлении в территориальные органы Федерального казначейства документов, предусмотренных порядком санкционирования операций, указанным в пункте 6 настоящих Правил;

г) об указании в контрактах, договорах, соглашениях, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов, договоров (соглашений), платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, идентификатора государственного контракта, договора (соглашения). Порядок формирования идентификатора государственного контракта, договора (соглашения) при казначейском сопровождении государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, устанавливает Федеральное казначейство.

8. Казначейское сопровождение государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений), содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

II. Особенности казначейского сопровождения договоров (соглашений) о предоставлении субсидий организациям

9. При казначейском сопровождении договоров (соглашений) в соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона территориальные органы Федерального казначейства осуществляют полномочия получателя средств федерального бюджета по перечислению субсидий организациям (далее - полномочия).

10. Главные распорядители средств федерального бюджета, которым утверждены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий организациям, в целях передачи полномочий территориальным органам Федерального казначейства в течение 3 недель со дня заключения договора (соглашения) принимают правовые акты, содержащие следующие обязательные положения:

а) наименование территориального органа Федерального казначейства, которому передаются полномочия;

б) наименования субсидий организациям, полномочия по перечислению которых передаются территориальному органу Федерального казначейства;

в) наименование нормативного правового акта, регулирующего порядок предоставления субсидий организациям.

11. В случае если нормативным правовым актом, регулирующим порядок предоставления субсидии организации из федерального бюджета, не установлено требование о заключении договора (соглашения), главные распорядители средств федерального бюджета принимают правовые акты, предусмотренные пунктом 10 настоящих Правил, в течение 3 недель со дня доведения им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств на принятие и исполнение бюджетного обязательства, возникшего на основании нормативного правового акта о предоставлении субсидии организации. Копии правовых актов главных распорядителей средств федерального бюджета, предусмотренных настоящим пунктом, в течение 5 рабочих дней со дня их подписания направляются в территориальный орган Федерального казначейства, которому передаются полномочия, для открытия в установленном Федеральным казначейством порядке главным распорядителям средств федерального бюджета лицевых счетов, предназначенных для отражения операций по полномочиям.

12. Предоставление субсидий организациям осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в целях предоставления субсидий, отраженных в установленном порядке на лицевых счетах, указанных в пункте 11 настоящих Правил.

13. Перечисление субсидий организациям осуществляется на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства, осуществляющему полномочия, в учреждении Центрального банка Российской Федерации для учета денежных средств организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса.

Перечисление субсидий организациям осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств организаций, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии.

14. Операции по списанию средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии организациям, осуществляются не позднее 2-го рабочего дня, следующего за днем представления организацией в территориальный орган Федерального казначейства платежных документов, после проведения санкционирования операций в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.

15. Операции, указанные в пунктах 12-14 настоящих Правил, отражаются на лицевых счетах для учета операций неучастника бюджетного процесса в порядке, установленном Федеральным казначейством.

III. Особенности казначейского сопровождения государственных контрактов (контрактов, договоров)

16. Казначейскому сопровождению подлежат государственные контракты (контракты, договоры), указанные в пунктах 3 -6 части 2 статьи 5 Федерального закона , если условиями таких государственных контрактов (контрактов, договоров) предусмотрены авансовые платежи, и государственные контракты (контракты, договоры) об осуществлении отдельных закупок товаров, работ, услуг в случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона .

17. Государственный заказчик включает в государственные контракты, указанные в пункте 16 настоящих Правил, в дополнение к условиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил, следующие условия:

а) о получении государственным заказчиком сведений об исполнителях (соисполнителях), привлекаемых для исполнения контрактов, договоров в рамках обязательств по государственному контракту (контракту, договору);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 года N 610 .

б) об указании в контрактах (договорах), заключаемых исполнителями (соисполнителями) в рамках исполнения государственного контракта (контракта, договора), обязанности открытия исполнителям (соисполнителям) лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса в территориальных органах Федерального казначейства.

18. Исполнитель (соисполнитель) контракта (договора), заключенного в рамках исполнения государственного контракта (контракта, договора), указанного в пункте 16 настоящих Правил, включает в указанный контракт (договор) в дополнение к условиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил, следующие условия:

а) о предоставлении исполнителю по государственному контракту в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил сведений о привлекаемых им в рамках исполнения обязательств по государственному контракту (контракту, договору) соисполнителях;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 года N 610 .

б) об указании в контрактах (договорах), заключаемых с соисполнителями в рамках исполнения государственного контракта (контракта, договора), обязанности открытия соисполнителям лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса в территориальных органах Федерального казначейства.

19. Исполнитель по государственному контракту представляет сведения о привлекаемых в рамках исполнения обязательств по государственным контрактам (контрактам, договорам) исполнителях (соисполнителях):
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 года N 610 .

в территориальный орган Федерального казначейства - оформленные в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
(Абзац дополнительно включен с 5 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 года N 610)

государственному заказчику - в соответствии с подпунктом "а" пункта 17 настоящих Правил.
(Абзац дополнительно включен с 5 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 года N 610)

Если источником финансового обеспечения контрактов (договоров) являются субсидии (бюджетные инвестиции) организациям, предусмотренные договорами (соглашениями), а также взносы в уставные (складочные) капиталы организаций, предусмотренные договорами, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии (бюджетные инвестиции) организациям, то сведения о привлекаемых в рамках исполнения обязательств по государственным контрактам (контрактам, договорам) исполнителях (соисполнителях) представляют в территориальные органы Федерального казначейства организации - получатели субсидий, бюджетных инвестиций и взносов в уставные (складочные) капиталы, заключившие контракты (договоры) с соответствующими исполнителями.

20. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, территориальные органы Федерального казначейства осуществляют казначейское сопровождение государственных контрактов (контрактов, договоров), предусматривающих дополнительно к условиям, указанным в пунктах 16-18 настоящих Правил:

а) обеспечение контроля за соответствием информации, содержащейся в документах, представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил государственными заказчиками, исполнителями (соисполнителями) государственного контракта (контракта, договора), о сроках поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и количестве товаров (объеме работ, услуг) условиям государственного контракта (контракта, договора) и иным требованиям, установленным порядком санкционирования операций, указанным в пункте 6 настоящих Правил;

б) проведение проверки фактов поставки товара, выполнения работ, оказания услуг с использованием фото-, видеотехники.

21. В случае выявления в ходе проведения проверки, указанной в пункте 20 настоящих Правил, нарушений территориальные органы Федерального казначейства уведомляют государственного заказчика (исполнителя, соисполнителя), а при установлении несоответствия количества поставленных товаров (объема выполненных работ, оказанных услуг) требованиям, установленным порядком санкционирования операций, указанным в пункте 6 настоящих Правил, возвращают платежные документы государственному заказчику (исполнителю, соисполнителю) без исполнения.

22. Территориальные органы Федерального казначейства осуществляют казначейское сопровождение государственных контрактов (контрактов, договоров), предусматривающих условие о перечислении суммы авансового платежа в пределах суммы, необходимой для оплаты возникающего в рамках исполнения таких контрактов обязательства государственного заказчика и (или) организации перед исполнителем (соисполнителем), при предъявлении исполнителем (соисполнителем) документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (далее - отдельные контракты).

23. Территориальный орган Федерального казначейства на основании заявления государственного заказчика отдельного контракта формирует документ, подтверждающий обязанность государственного заказчика оплачивать за счет суммы аванса, предусмотренного таким контрактом, фактически поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, при предъявлении исполнителем в территориальный орган Федерального казначейства документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по отдельному контракту (далее - казначейский аккредитив).

24. На сумму аванса, указанного в казначейском аккредитиве, осуществляется блокировка лимитов бюджетных обязательств по соответствующему бюджетному обязательству на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом государственному заказчику отдельного контракта в территориальном органе Федерального казначейства как получателю бюджетных средств.

25. В случае если в рамках исполнения отдельного контракта его исполнителем (соисполнителем) заключается контракт (договор), условиями которого предусмотрены авансовые платежи, территориальным органом Федерального казначейства на основании заявления исполнителя (соисполнителя) такого контракта осуществляется перевод казначейского аккредитива на суммы, не превышающие предусмотренные условиями контракта (договора) авансовые платежи (далее - переведенный казначейский аккредитив).

Переведенный казначейский аккредитив является документом, подтверждающим обязанность организации оплачивать за счет суммы аванса, предусмотренного контрактом (договором), указанным в абзаце первом настоящего пункта, фактически поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги при предъявлении соисполнителем отдельного контракта в территориальный орган Федерального казначейства документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по такому контракту (договору).

Общая сумма переведенных казначейских аккредитивов не должна превышать сумму аванса, указанного в казначейском аккредитиве, выданном на основании заявления государственного заказчика согласно пункту 23 настоящих Правил.

26. При представлении в территориальный орган Федерального казначейства исполнителем (соисполнителем) отдельного контракта платежных документов на оплату обязательств, возникающих из документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по отдельному контракту, контракту (договору), после проверки указанных документов в соответствии с порядком санкционирования операций, указанным в пункте 6 настоящих Правил, территориальным органом Федерального казначейства производится исполнение казначейского аккредитива и всех переведенных казначейских аккредитивов, частью которых является исполняемый переведенный казначейский аккредитив, на сумму, указанную в платежных документах.

27. Казначейский аккредитив считается исполненным после подтверждения операции по списанию на основании платежных документов, указанных в пункте 26 настоящих Правил, средств со счета, открытого территориальному органу Федерального казначейства, в который представлены данные платежные документы, в подразделении Центрального банка Российской Федерации для учета денежных средств организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса.

28. Исполнение казначейского аккредитива (переведенного казначейского аккредитива) является основанием для отражения на соответствующих лицевых счетах, открытых государственному заказчику, исполнителю (соисполнителю) отдельного контракта, операций по перечислению авансовых платежей на сумму кассового расхода с лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса исполнителя (соисполнителя) такого контракта.

29. Порядок осуществления операций по перечислению суммы авансовых платежей из федерального бюджета в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств организаций, возникающих в рамках исполнения отдельного контракта, устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

30. Формы казначейского аккредитива и иных документов, применяемых при перечислении сумм авансовых платежей из федерального бюджета в соответствии с пунктами 22-29 настоящих Правил, утверждаются Федеральным казначейством.

30_1. При определении Правительством Российской Федерации особенностей осуществления конкретной закупки в соответствии со статьей 111 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" может быть предусмотрено право заказчика по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, установить перечень контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, об оказании услуг, заключаемых с соисполнителями по соответствующему государственному контракту в рамках его исполнения, подлежащих казначейскому сопровождению.
(Пункт дополнительно включен с 15 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2016 года N 627)

IV. Отчетность по казначейскому сопровождению государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений)

31. Территориальные органы Федерального казначейства по формам, установленным Федеральным казначейством, предоставляют получателю средств федерального бюджета, являющемуся государственным заказчиком по государственному контракту, получателю средств федерального бюджета, предоставляющему субсидии (бюджетные инвестиции), и главному распорядителю средств федерального бюджета, в ведении которого находится указанный получатель бюджетных средств (в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не осуществляет предоставление субсидий (бюджетных инвестиций), а также исполнителю по государственному контракту ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, информацию:

об исполнении государственных контрактов (контрактов, договоров) по направлениям расходования средств авансовых платежей;

о перечислении субсидий организациям, бюджетных инвестиций, взносов в уставный (складочный) капитал юридических лиц;

о нарушениях, предусмотренных пунктом 21 настоящих Правил.

32. По запросам лиц, указанных в пункте 31 настоящих Правил, территориальные органы Федерального казначейства по форме, установленной Федеральным казначейством, и в сроки, предусмотренные запросами, предоставляют сводную информацию о движении денежных средств по государственному контракту (контракту, договору, соглашению).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 года N 610 .

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

Особенности казначейского сопровождения расчетов по государственным контрактам в рамках ГОЗ


Федеральное казначейство в целях реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 249 "О казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации, получаемых при осуществлении расчетов в целях исполнения государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу" (далее - Постановление N 249) сообщает следующее.

1. Санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета по государственным контрактам (контрактам), заключенным в рамках государственного оборонного заказа на сумму свыше 10 млн. рублей, правоотношения по которым в части размещения заказа и заключения государственного контракта (контракта) возникли в 2017 году до вступления в силу Постановления N 249 , осуществляется территориальными органами Федерального казначейства (далее - органы Федерального казначейства) после проведения ими проверки соответствия содержащейся в документах, представляемых в соответствии с подпунктами 14 , утвержденного Министерством финансов Российской Федерации от 17 ноября 2016 г. N 213н , информации о сроках поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и количестве товаров (объеме работ, услуг) условиям государственного контракта (контракта, договора), а также фактов поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (с использованием фото- и видеотехники при необходимости).

2. В платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, необходимо указывать идентификатор государственного контракта (контракта, договора), порядок формирования которого установлен Федеральным казначейством.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственные контракты, заключенные с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, не подлежат включению в реестр государственных контрактов.

Таким образом, формирование государственным заказчиком идентификатора по вышеуказанным государственным контрактам не требуется.

После санкционирования операций головного исполнителя (исполнителя) при осуществлении расчетов по контрактам по государственному оборонному заказу, заключенным в 2017 году на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, осуществляется перечисление средств на расчетные счета, открытые исполнителю в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, в кредитных организациях.

3. Санкционирование операций со средствами в валюте Российской Федерации, предоставляемыми головным исполнителям (исполнителям) при осуществлении расчетов на основании государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу, правоотношения по которым в части размещения заказа и заключения государственного контракта (контракта) возникли в 2017 году со дня вступления в силу Постановления N 249 , осуществляется без представления головным исполнителем (исполнителем) в орган Федерального казначейства по месту обслуживания открытого головному исполнителю (исполнителю) лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса Сведений о направлении расходования целевых средств.

Для санкционирования операций головного исполнителя (исполнителя), связанных с оплатой труда, социальных выплат, иных выплат в пользу работников на счета, открытые в банке головному исполнителю (исполнителю), а также на счета, открытые в банке работникам и лицам, не состоящим в штате юридического лица, привлеченным для достижения цели, определенной при предоставлении целевых средств, головной исполнитель (исполнитель) вместе с платежным поручением на оплату операций представляет в соответствующий орган Федерального казначейства документы, подтверждающие начисление оплаты труда в рамках исполнения обязательств в соответствии с условиями государственного контракта (контракта) (сметный расчет, спецификация, расчетная ведомость (ф.0504402), расчетно-платежная ведомость (ф.0504401)).

4. Для санкционирования операций головного исполнителя (исполнителя), связанных с оплатой начислений на оплату труда, головной исполнитель (исполнитель) представляет в соответствующий орган Федерального казначейства документы, подтверждающие начисления на оплату труда, непосредственно связанного с исполнением обязательств в соответствии с условиями государственного контракта (контракта) (расчет начисленных налогов, сборов и иных обязательных платежей).

Проведение платежей на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей осуществляется одновременно с оплатой труда работников, а также лиц, не состоящих в штате юридического лица, привлеченных в рамках исполнения обязательств в соответствии с условиями государственного контракта (контракта).

5. В соответствии с пунктом 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.

Порядок отражения на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в органах Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, операций по финансовому обеспечению осуществления функций указанных учреждений, источником которого являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности , утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 73н .

Учитывая изложенное, открытие отдельных счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса головным исполнителям (исполнителям) по государственным контрактам (контрактам) по государственному оборонному заказу, являющимся федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, не требуется.

Р.Е.Артюхин



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Межрегионального операционного УФК
www.moufk.roskazna.ru (сканер-копия)
по состоянию на 05.04.2017

Госконтракты. Спецсчета открытые в казначействе - что это? Как открыть? Мы субподрядчики - будем поставлять материалы для подрядчика с госконтрактом

Ответ

Лицевые счета в Казначействе РФ открываются в случаях, когда установлено казначейское сопровождение исполнения контрактов. Порядок казначейского сопровождения определен в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2016 № 1552. Казначейское сопровождение предполагает проведение расчетов между заказчиком и подрядчиком, между подрядчиком и субподрядчиком через счета в Казначействе РФ и с предоставлением документов, подтверждающих расходы.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

«Для контроля за расчетами и результатами закупки заказчик устанавливает требование, что контракт будет сопровождать банк или финорган.

Банковское сопровождение контракта

Банковское сопровождение контракта - контроль расчетов между заказчиком и контрагентом. Банковское сопровождение заключается в следующем. Поставщик открывает в банке отдельный счет, по которому стороны проводят все расчеты по контракту. А банк мониторит расчеты и доводит результаты мониторинга до заказчика.

Чтобы открыть счет, поставщик заключает договор с банком, а заказчик включает условия по сопровождению в госконтракт.

Правила банковского сопровождения контрактов утвердило Правительство РФ постановлением от 20 сентября 2014 № 963.

Виды банковского сопровождения

Правительство РФ предусматривает два вида банковского сопровождения контрактов: простое и расширенное.

Простое сопровождение

При простом сопровождении банк не контролирует операции поставщика, а только предоставляет заказчику информацию о его платежах. Плату за такие услуги банк не берет.

Заказчики федерального уровня включают условие о простом банковском сопровождении в случаях закупки:

 у конкретного поставщика по решению Президента РФ или Правительства РФ на сумму свыше 10 млрд. руб. Если поставщик обеспечивает контракт, сопровождение не нужно;

 товаров или работ на сумму свыше 10 млрд. руб., которые включают последующее обслуживание, ремонт и утилизацию объекта (контракт жизненного цикла).

Об этом сказано в подпункте «а» пункта 3 постановления Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963 и пунктах 6, 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963.

Расширенное сопровождение

При расширенном сопровождении банк сверяет результаты контракта с первоначальными условиями. Также сопоставляет документы - основания платежа с контрактом по:

 срокам поставки;

 количеству товаров, работ или услуг;

 проектной документации;

 графику работ и фактическим результатам.

Порядок контроля, случаи и основания отказа в платеже пропишите в договоре с банком.

Расширенное сопровождение банк ведет за плату.

Заказчики федерального уровня включают условие о том, что контракт расширенно сопровождает банк в случаях закупки:

 строительных работ у единственного поставщика на сумму свыше 10 млрд руб. Если поставщик обеспечивает контракт, сопровождение не нужно;

 товаров, работ или услуг по госпрограмме РФ на сумму свыше 15 млрд руб. В программе должно быть условие о сопровождении контракта;

 которая определена распоряжением Правительства РФ и предусматривает казначейское обеспечение обязательств. Например, банковскому сопровождению подлежат госконтракты на разработку суперкомпьютерной технологии и программного комплекса для оптимизации формы корпуса судна на примере судов высокого ледового класса, по которым госзаказчик - Минпромторг России (п. 1 распоряжения Правительства РФ от 2 августа 2017 № 1658-р). Порядок операций по казначейскому обеспечению обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов установлен приказом Минфина России от 31 июля 2017 г. № 122н/4474-У.

Такой порядок установлен подпунктом «б» пункта 3 постановления Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963, пунктами 7, 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963, и разъяснен в письме Минфина России от 5 мая 2015 № 02-02-04/25683.

1. Простого банковского сопровождения для контрактов на сумму свыше:
- 1 млрд. руб. - для региональных заказчиков;
- 200 млн. руб. - для муниципальных заказчиков;

2. Расширенного банковского сопровождения для контрактов на сумму свыше 5 млрд. руб.

Договор о банковском сопровождении

В договор с банком о простом сопровождении контракта включите обязательные условия:

 порядок и сроки, когда банк откроет отдельный счет поставщику, соисполнителям;

 права и обязанности сторон;

 порядок и сроки, когда зачисляют и списывают деньги с отдельного счета;

 возможность списать деньги в сумме аванса по требованию заказчика, если это прописано в контракте и по нему нет обеспечения;

 обязанность банка в рамках мониторинга расчетов ежемесячно представлять заказчику:
- выписку о движении денег на счете;
- сведения о том, как банк идентифицировал поставщика, когда открывал ему счет;

 случаи и порядок, когда договор о банковском сопровождении изменяют;

 обязанность банка направлять не позднее одного рабочего дня после дня банковской операции по отдельному счету информацию о ней в Казначейство России, если операции по контракту проходят через лицевые счета территориальных органов Казначейства России. Случаи, когда банк подает такие сведения, установит Правительство РФ. Информация направляется через систему передачи финансовых сообщений Банка России.

В договор о расширенном банковском сопровождении, помимо условий для простого, включите:

 обязанность банка в рамках мониторинга ежемесячно не позднее 25-го числа представлять заказчику отчет, как поставщик исполняет контракт;

 информацию, которую указывают в платежных документах;

 право банка проверять платежные документы в порядке и сроки, которые согласовали с заказчиком;

 перечень и порядок подачи документов - оснований платежа, проверки их банком и случаи отказа в оплате;

 ответственность банка за отказ оплатить документ;

 обязанность банка направлять по запросу заказчика или Казначейства России отчет о результатах мониторинга фактического исполнения контракта. Срок - не позднее пяти рабочих дней. Случаи, когда банк подает такие сведения, установит Правительство РФ. Информация направляется через систему передачи финансовых сообщений Банка России.

Об обязательных условиях договора банковского сопровождения читайте в пунктах 13-14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963.

Как выбрать банк

Банк, который сопроводит контракт, заказчик выбирает до начала процедуры закупки. А к проекту контракта прикладывает проект договора о банковском сопровождении.

Но не каждый банк вправе сопровождать контракты. А только тот, который Минфин России включит в специальный перечень банков. Актуальный список смотрите на официальном сайте . Этот перечень ведомство ежемесячно корректирует. У заказчиков возникает вопрос: как поступить, если банк в процессе исполнения контракта выбыл из списка? Ничего не меняйте. Банк продолжит сопровождать контракт до тех пор, пока поставщик его не исполнит. Исключение - Правительство РФ, региональные или местные власти решили досрочно прекратить сопровождение контрактов этим банком.

Сопровождать контракт с казначейским обеспечением обязательств должен банк - пользователь системы передачи финансовых сообщений Банка России.

Такой порядок установлен в пункте 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963, и разъяснен в письме Минфина России от 27 ноября 2015 № 02-02-04/69287.

Казначейское сопровождение контракта

Казначейское сопровождение контрактов проводят территориальные органы Казначейства России по Правилам, которые утвердило Правительство РФ постановлением от 30 декабря 2016 № 1552. Финорганы субъектов казначейское сопровождение контрактов не проводят (письмо Минфина России от 17 февраля 2016 № 02-01-10/8807).

Разъясним, в чем суть казначейского сопровождения контрактов.

Исполнитель открывает в Казначействе России лицевой счет, по которому пойдут расчеты по контракту. Основание - контракт. Его заверенную копию исполнитель представляет в территориальный орган Казначейства России вместе с заявлением (ф. 0531752) и карточкой образцов подписей (ф. 0531753). Если контракт есть в реестре контрактов, копию заверять не нужно.

Исполнитель привлекает соисполнителей - им тоже откроют отдельные лицевые счета. Санкционирование операций по лицевому счету исполнителя Казначейство России проводит по приказу Минфина России от 28 декабря 2016 № 244н.

Заказчик перечисляет на казначейский счет только аванс. А окончательный расчет - на расчетный счет исполнителя.

Казначейство России проконтролирует расходы исполнителя, которые он производит за счет полученного аванса, проверит документы-основания для оплаты расходов. Если выявит нарушения, представит сведения о них в течение пяти рабочих дней:

 заказчику;

 исполнителю.

Об этом сказано в пунктах 5, 27-28 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2016 № 1552, пункте 15 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 28 декабря 2016 № 244н, пункте 13Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 17 октября 2016 № 21н и письме Казначейства России от 1 августа 2017 № 07-04-05/22-630.

Заказчик включает в контракт условие о казначейском сопровождении:

1. если одновременно соблюдены условия:

o контракт оплачивают за счет средств федерального бюджета, целевых субсидий или субсидий на капвложения из федерального бюджета;

o стоимость контракта - больше 100 млн руб.;

o контракт предусматривает авансовый платеж.

2. по гособоронзаказу. Исключение - контракты, которые заключают:

o Минобороны России;

o другие госзаказчики с условием о банковском сопровождении;

o чтобы обеспечить органы внешней разведки России средствами разведывательной деятельности, а органы ФСБ - средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом.

Если исполнитель по контракту привлекает соисполнителей, их отношения тоже будет сопровождать Казначейство России. Кроме того, Правительство РФ вправе установить и другие случаи обязательного казначейского сопровождения. Например, для контрактов за счет субсидии на иные цели по распоряжению от 28 июля 2017 №1631-р.

Об этом сказано в пунктах 2-5 части 2 статьи 5 Закона от 19 декабря 2016 № 415-ФЗ, постановлении Правительства РФ от 3 марта 2017 № 249.

Условие о казначейском сопровождении не включайте в контракты, которые сопровождает банк.

Информацию об обязательном казначейском сопровождении включите в проект контракта, а потом и в сам контракт. Пропишите:

 запрет заказчику перечислять целевые деньги:
- в уставный капитал другой организации или на депозит;
- на свои банковские счета. Исключение: на зарплату сотрудникам и вознаграждения по ГПД, окончательную оплату договора, возмещение расходов исполнителя, а также оплату валютных обязательств, в том числе для конвертации валюты, чтобы оплатить нерезиденту (письмо Казначейства России от 17 марта 2017 № 07-04-14/05-336);

 обязанность открыть исполнителю и соисполнителям лицевые счета в Казначействе России;

 обязанность подать сведения об исполнителях и соисполнителях по контракту;

 порядок, как представлять документы для санкционирования расходов;

 обязанность указывать в договорах, платежных и расчетных документах идентификатор контракта. Порядок, как его формировать, установит Казначейство России;

 другие условия, которые установит Правительство РФ по пункту 5 части 2 статьи 5 Закона от 19 декабря 2016 № 415-ФЗ.

Все условия - в пункте 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2016 № 1552*.»

Минфин внес поправки в закон 44-ФЗ, которые обяжут поставщиков в рамках госзаказа открывать счета в Казначействе. Так что, возможно, вскоре расширится перечень ситуаций, в которых необходимо казначейское сопровождение. В статье расскажем о том, что это такое, как работает и зачем нужно?

На кого распространяется казначейское сопровождение

По действующим сегодня нормам законодательства сопровождение Казначейства применяется при исполнении контрактов по гособоронзаказу (закон № 275-ФЗ). Поставщик, победивший в закупке, должен открыть счет в одном из уполномоченных банков. Все поступления в рамках контракта будут осуществляться именно на него. Это позволяет заказчику и контролирующим органам отследить цепочку платежей от бюджета до субподрядчика.

Порядок казначейского сопровождения в текущем году утвержден постановлением Правительства от 30 декабря 2016 г. № 1552. Оно же регулирует правила сопровождения на два последующих года. Распространяется этот порядок на некоторые категории госзакупок, условия которых предусматривают внесение аванса. А именно, если сумма аванса превышает 100 млн рублей и если на него нет обеспечения. Также под сопровождение попадают субконтракты с авансами, которые заключаются в рамках госконтракта с сопровождением.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Условия госконтракта с казначейским сопровождением

Госконтракты, на которые распространяется требование о сопровождении Казначейством, налагает на исполнителя дополнительные обязанности. Поставщик по такому госконтракту должен:

  • определить субподрядчиков;
  • открыть в Казначействе счета на свою компанию и на субподрядчиков;
  • предоставлять в Казначейство подтверждающие первичные документы по целевым расходам (акты, накладные);
  • указывать идентификатор госконтракта в платежных и расчетных документах.

Все получаемые в ходе исполнения госконтракта денежные средства поставщик и его подрядчики будут получать на счета в Казначействе. На свои обычные расчетные счета они смогут получить денежные средства в строго оговоренных случаях.

Суть сопровождения

Поставщик, победивший в закупке, а также субподрядчики, которые будут привлекаться в ходе исполнения контракта, открывают счета в территориальных подразделениях Казначейства. Каждое из таких подразделений имеет собственный счет в Центральном банке РФ. На эти счета переводится аванс, предусмотренный контрактом. Далее по запросу исполнителя Казначейство переводит денежные средства на счета в территориальных подразделениях (убедившись в целевом расходовании).

По специальному номеру - идентификатору контракта - отслеживается весь путь связанных с ним денежных средств. Идентификатор должен быть указан во всех расчетных документах.

Как происходит процесс

После заключения госконтракта в течение 21 дня выпускается акт о том, на какое конкретно подразделение Казначейства возложено его сопровождение. Поставщик обращается туда с государственным контрактом и собственным заявлением. В течение одного-двух рабочих дней ему открывается счет.

Предусмотренные госконтрактом суммы хранятся на счетах Казначейства. На счет, открытый исполнителю или его подрядчикам в территориальном органе, средства переводятся по запросу. При этом оплачиваются только расходы на определенные цели, которые прописаны в контракте. Например, на закупку материалов, заработную плату сотрудникам и прочие.

Полученные средства должны быть потрачены по назначению. Их нельзя положить на депозит, внести в качестве вклада в уставный капитал или имущество иной организации. Также указанные средства нельзя перевести на банковские счета подрядчика или субподрядчика, за исключением определенных целей. Так, на счет подрядчика можно перевести средства для оплаты заработной платы либо суммы, причитающиеся в качестве оплаты за исполненные работы. Субподрядчикам такие средства переводятся, например, для оплаты коммунальных услуг и на приобретение проездных документов.

Оплата может производиться как авансом, так и по факту расходов. В первом случае поставщик предъявляет договор и выставленный ему счет, а Казначейство производит его оплату. При постоплате вместе с контрактом поставщик предоставляет в Казначейство документы, которые подтверждают поставку товара, исполнение работ или оказание услуг. В этом случае средства могут быть выведены на расчетные счета.

Роль Казначейства

Казначейство занимается не только финансовым сопровождением контракта, но и выполняет контролирующие функции. Служба имеет право проверить:

  • соответствует ли объем фактически исполненных обязательств заявленному в документах;
  • соблюдены ли предусмотренные контрактом сроки;
  • был ли товар поставлен;
  • соответствует ли фактический размер прибыли указанному в контракте;
  • соответствует ли цена товара его себестоимости.

Что может измениться для заказчика

Итак, пока казначейское сопровождение - удел лишь части закупок. Но если законопроект, который мы упомянули в начале статьи, будет принят, это может стать заботой каждого поставщика, участвующего в госзакупках. Правда, из проекта закона непонятно, на кого будут распространяться его требования. Возможно, под них попадут наиболее крупные и/или стратегически важные закупки. Тем не менее со временем казначейское сопровождение, скорее всего, будет распространено на большинство закупок.

Понятно, что новые требования будут связаны с дополнительной нагрузкой на поставщика. А именно, увеличится документооборот, ведь чтобы получить денежные средства, нужно будет подтверждать расходы. Кроме того, для многих территориальных подразделений Казначейства сопровождение контрактов пока процесс не слишком хорошо отработанный, поэтому у поставщиков могут быть сложности в процессе взаимодействия со службой. К тому же представительства Казначейства распространены не так повсеместно, поэтому поставщикам из небольших населенных пунктов придется тратить дополнительное время на поездки. Хотя решением последней проблемы может стать электронный документооборот.

Будет ли положительный эффект от казначейского сопровождения для поставщиков? На первый взгляд, плюсов можно насчитать целых три. Во-первых, снизится конкуренция. Некоторых участников, в особенности недобросовестных, новые правила попросту отпугнут. Во-вторых, целевые расходы будут оплачиваться безо всяких отговорок. Если сегодня заказчик может посетовать на то, что деньги еще не перечислены из бюджета, то при казначейском сопровождении это исключено. В-третьих, исполнение контракта станет более прозрачным. Если поставщик привлекает множество субподрядчиков, то зачастую отслеживать процесс исполнения контракта непросто. Введение казначейского сопровождения должно существенно улучшить эту ситуацию.

Последние материалы раздела:

Или два прогноза будущего
Или два прогноза будущего

Рассматривая астрологическую карту президента Беларуси на 2017 год, астролог Светлана Драган обратила внимание на неординарные свойства его...

Как проверить задолженность перед выездом за границу
Как проверить задолженность перед выездом за границу

Где и каким образом человеку узнать о долгах по налогам: транспортному, имущественному, земельному и НДФЛ?Есть несколько способов, которым...

Интернет-сервис “Онлайн запись на прием в инспекцию”
Интернет-сервис “Онлайн запись на прием в инспекцию”

На нашем сайте Вы можете записаться онлайн на прием в налоговую инспекцию . Сделать это очень просто, достаточно воспользоваться удобным сервисом,...