Демографическая нагрузка в развитых странах. Демографическая нагрузка

НАГРУЗКА ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ, обобщённая количеств. характеристика возрастной структуры населения, показывающая нагрузку на общество непроизводит. нас. Определяется разл. соотношениями числ. укрупнённых возрастных групп: детей (0-14 лет), пожилых и старых (60 лет и старше), трудоспособных (условно 15-59 лет). Иногда применяется для косвенной оценки соотношения производит. и непроизводит. групп нас. Близость расчётов Н. д. к реальному соотношению зависит от степени участия этих групп нас. в обществ. произ-ве.

Различают следующие показатели Н. д.: отношение общего числа детей и стариков к числу людей трудоспоеобного возраста; отношение числа стариков или числа детей к числу взрослых (первое соотношение находит практич. применение при расчетах фонда пенсий по старости); отношение числа стариков к числу детей (служит гл. обр. для оценки степени старения нас., но применяется редко).

Одним из первых концепцию Н. д. изложил в 1913 К. Балодис. В дальнейшем вычисление показателей Н. д. было обусловлено нарастающим процессом старения нас., в условиях к-poгo Н. д. связывалась с его экон. последствиями. При этом предлагались разл. классификации укрупнённых возрастных групп, различающиеся границами производит. возраста: 20-59 лет, 15-64 года и др. В СССР наибольшее распространение получили показатели Н. д., в к-рых трудоспособные контингенты определяются в соответствии с трудовым законодательством: 16-59 лет для мужчин и 16-54 года для женщин. В нек-рых случаях для всего нас. её рассчитывают для возраста 16- 59 лет.


Динамика демографической нагрузки в СССР

Согласно приведённым данным, Н. д. в СССР в 1970 определялась пропорцией 54:100:21.

На основании возрастных норм произ-ва и потребления в 1970-х гг. были проведены экон. расчёты ср. расходов на содержание детей и стариков по отношению к одному трудоспособному. Благодаря работам венг. демографа Э. Валковича вычисления Н. д. трансформировались в системное изложение экон. характеристик произ-ва и потребления нас., а отсюда в показатели "рентабельности поколений". При этом был разработан соответствующий методич. аппарат экон. возрастных пирамид. В СССР показатели возрастной производительности и потребления нас. исчислены для Латв. ССР (1975). Т. о., Н. д. тесно связана с экон. нагрузкой, изучение к-рой положило начало развитию экономической демографии.

Данные о Н. д., полученные в результате перспективных расчётов числ. и состава нас., используются в планировании при разработке мероприятий по социальному обеспечению и рациональному использованию трудовых ресурсов.

[Валкович Э.], Экономические возрастные пирамиды, в кн.: Марксистско-ленинская теория народонаселения, 2 изд., М., 1974, с. 197 - 214; Звидриня М. А., Составление экономических возрастных пирамид населения Латвийской ССР, в кн.; Вопросы статистики. Проблемы уровня жизни и демографии, Рига, 1977; Никитенко В. В., Демографический анализ поколений, М.. 1979; Ваllоd С., Grundriss der Statistik, В., 1913.

С. И. Пирожков.


Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

Демография - наука о народонаселении . Население мира - это совокупность людей, проживающих на Земле. В настоящее время численность населения земного шара превышает 7 млрд человек.

Численность населения непрерывно растет. За последние 1000 лет численность населения на Земле увеличилась в 20 раз. Во времена Колумба население составляло всего 500 млн человек. В настоящее время примерно каждые 24 секунды рождается один ребенок и каждые 56 секунд один человек умирает.

Изучением народонаселения занимается демография - наука о закономерностях воспроизводства населения, а также о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграций. Демография, наряду с географией населения, изучает численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дает рекомендации по их улучшению. Под воспроизводством (естественным движением) населения понимают непрерывное возобновление людских поколений в результате процессов рождаемости и смертности. Географические особенности естественного проявляются в неодинаковых темпах роста численности населения в различных регионах и странах.

Современные демографические тенденции выражаются в быстром росте численности в целом. В то же время сейчас происходит замедление темпов роста численности населения. Особенно быстрый рост населения отмечался во второй половине ХХ в., когда его численность увеличилась с 2,5 млрд в 1950 г. до 6 млрд к 2000 г. (рис. 27). Произошел демографический взрыв - бурный ускоренный рост численности населения за относительно короткий период времени, особенно во второй половине XX столетия. Это происходило в результате снижения смертности при слишком высокой рождаемости. Так, за последние 1000 лет численность населения на Земле увеличилась в 20 раз. Ученые предполагают, что темпы роста населения замедляются и к 2050 г. население увеличится всего до 9,5 млрд человек.

Темпы роста численности населения в крупных регионах мира сильно различаются. В регионах, где преобладают экономически развитые страны (Европа, Северная Америка, Австралия), численность населения растет медленно, а в некоторых странах Европы даже снижается.

Предполагают, что население сократится с 82 млн человек в 2010 г. до 70,1 млн в 2090 г., а в уменьшится со 125 млн до 91 млн человек, или на 27,2 %, за 100 лет. Причиной такого спада является .

В регионах развивающихся стран (Африка, Азия, Латинская Америка) отмечается относительно быстрый рост численности населения. Высокие темпы роста численности населения в развивающихся странах вызывают целый ряд проблем: нехватку продуктов питания, низкий уровень медицинского обслуживания и грамотности, деградацию земель из-за нерационального их использования и др.

Сущность демографических проблем заключается не столько в высоком приросте населения планеты, сколько в диспропорции динамики роста в развитых и развивающихся странах.

Современные демографические процессы настолько остры, что требуют вмешательства в их развитие. Поэтому в ряде стран мира проводится демографичес кая политика - система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения, и в первую очередь на рождаемость, стимулирования роста или снижения его численности.

Демографическая политика в Китае, Индии направлена на снижение рождаемости и роста численности населения. В Европы, наоборот, стимулируют увеличение уровня рождаемости населения.

Для решения проблемы снижения численности населения в государством принимаются меры, направленные на увеличение рождаемости в стране (материальная поддержка семьям, воспитывающим двоих и более детей, строительство льготного жилья и др.).

Все шире используется понятие «качество жизни населения » - степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека. Качество жизни населения характеризуют такие показатели, как средняя продолжительность жизни, состояние здоровья, денежные доходы, обеспеченность жильем и др. В развитых странах увеличивается средняя продолжительность жизни людей (около 80 лет). Это ведет к увеличению числа пенсионеров и старению населения.

- 495.00 Кб

В странах с первым типом воспроизводства населения меры демографической политики направлены на повышение рождаемости. В странах второго типа - на сокращение рождаемости.

В целях стимулирования рождаемости проводятся такие мероприятия, как выплата пособий, предоставление различных льгот многодетным семьям и молодоженам, расширение сети дошкольных учреждений, половое воспитание молодежи, запрет абортов и т. п. Первой страной, где были предприняты меры по стимулированию рождаемости, была Франция. До конца 80-х годов активную политику в этом направлении проводили страны Восточной Европы. В настоящее время в странах Западной Европы большую роль играют экономические меры, включающие систему разного рода выплат и льгот семьям, имеющим двух и более детей.

Наибольшей результативности в снижении рождаемости добились Китай и Япония. Здесь в демографической политике применялись самые радикальные как пропагандистские, так и экономические меры (системы штрафов, получение разрешения на рождение ребенка и т. п.). В настоящее время в этих странах годовой прирост населения ниже среднемирового. Их примеру последовали Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия и некоторые другие развивающиеся страны.

Особые сложности в проведении демографической политики имеются в арабско- мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах Тропической Африки, где сохраняются национально-религиозные традиции многодетной семьи.

2.2. Половозрастная структура населения.

При анализе возрастного состава населения принято выделять три основные возрастные группы:

Дети (0-14 лет);

Взрослые (15-64 года);

Пожилые (65 лет и старше).

В структуре населения мира доля детей составляет в среднем 34%, взрослых - 58 %, пожилых - 8 %.

Возрастная структура в странах с различным типом воспроизводства населения имеет свои особенности.

В странах с первым типом воспроизводства доля детей не превышает 22-25%, тогда как доля людей пожилого возраста составляет 15-20% и имеет тенденцию к увеличению в связи с общим "старением" населения в этих странах.

В странах со вторым типом воспроизводства населения доля детей достаточно высока. В среднем она составляет 40-45%, а в отдельных странах уже превышает 50% (Кения, Ливия, Ботсвана). Доля пожилого населения в этих странах не превышает 5-6%.

Возрастная структура населения определяет его производительную составляющую - трудовые ресурсы, которые в разных странах оцениваются по-разному. Особенно важна степень вовлечения трудоспособного населения в производство, о чем свидетельствует показатель экономически активного населения , реально занятого в материальном производстве и непроизводственной сфере.

В мире к экономически активному относится около 45% всего населения, причем в странах Зарубежной Европы, Северной Америки, России этот показатель составляет 48 - 50%, а в странах Азии, Африки, Латинской Америки – 35 - 40%. Это связано с уровнем занятости женщин в общественном производстве и долей детей в возрастной структуре населения.

Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими (детьми и пожилыми) называется демографической нагрузкой . Демографическая нагрузка в мире составляет в среднем 70% (то есть 70 неработающих на 100 трудоспособных), в развитых странах – 45- 50%, в развивающихся - до 100%.

Половой состав населения мира характеризуется преобладанием мужчин. Численность мужчин на 20-30 млн. превышает численность женщин. В среднем на 100 девочек рождается 104-107 мальчиков. Однако различия по странам мира достаточно существенны.

Преобладание мужчин характерно для большинства стран Азии. Особенно велик перевес мужчин в Южной и Юго-Восточной Азии (Китай, Индия, Пакистан), а также в арабо-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки.

Примерно равное соотношение мужчин и женщин характерно для большинства стран Африки и Латинской Америки.

Преобладание женщин имеет место примерно в половине всех стран мира. Наиболее ярко оно проявляется в Европе, что связано с большей продолжительностью жизни женщин в этих странах, а также большими потерями мужского населения в периоды мировых войн.

Различно соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах. Так, наибольший перевес мужского населения во всех регионах мира наблюдается в возрастной группе до 14 лет. Среди пожилых людей во всем мире преобладают женщины.

Половой состав населения указан на карте в приложении 5.

Для графического анализа возрастной и половой структуры населения используются половозрастные пирамиды , имеющие вид столбиковой диаграммы. Основные формы демографических пирамид показаны в приложении 6. Для каждой страны пирамида имеет свои особенности. В целом для пирамиды стран с первым типом воспроизводства населения характерно неширокое основание (низкая доля детей) и достаточно широкая вершина (высокая доля пожилых). Для пирамиды развивающихся стран, напротив, характерно очень широкое основание и узкий верх. Соотношение мужчин и женщин (левая и правая стороны пирамиды) не имеет столь существенных различий, однако преобладание мужского населения в ранних возрастах, а женского в пожилых - заметно.

Для примера, в приложении 7 приведены половозрастные пирамиды Японии, Йемена и Венесуэлы.

В половозрастных пирамидах находят свое отражение и крупные исторические события, оказавшие влияние на изменение численности населения (прежде всего войны).

2.3. Основные тенденции современного демографического развития мира 3 .

ХХ век стал временем невиданного в истории ускорения роста населения Земли вследствие несинхронных показателей изменений смертности и рождаемости в процессе мирового демографического перехода. Темпы роста достигли максимума в 1960-е годы, в последующие три десятилетия они постепенно снижались, и эта тенденция продолжается. Тем не менее в середине XXI столетия на Земле будет жить примерно в 5–7 раз больше людей, чем в начале XX века. Расселение людей по планете никогда не было равномерным, но мировой демографический взрыв резко усилил эту неравномерность.

Одно из следствий демографического взрыва в развивающихся странах – их исключительно молодое население. Половина жителей России моложе 37 лет, Европы – 39, таких стран, как Германия и Италия, – 42, Японии – 43 лет. Между тем в Афганистане половина населения – это дети и подростки в возрасте до 16 лет, в Демократической Республике Конго, которая по числу жителей со временем обгонит Россию, – до 15 лет. Средний возраст всего населения Африки – 19 лет, Азии – 28 лет. К 2025-му медианный возраст населения повысится в России до 42 лет, в Европе – до 44, в Северной Америке – до 37 лет. В Африке же он сдвинется лишь к 22 годам, в Азии – к 34 годам. Таким образом, и сейчас, и в обозримом будущем огромной частью населения развивающихся стран будут подростки.

Очевидно, что международное сообщество должно направить усилия на снижение давления в мировом «котле». Один из способов – влияние на глобальную ситуацию с целью скорейшего завершения демографического взрыва и постепенного сокращения численности населения планеты. Единственный приемлемый способ такого воздействия – снижение рождаемости в развивающихся странах.

К настоящему времени на этом пути достигнуты немалые успехи. С середины до конца ХХ века рождаемость в менее развитых регионах снизилась практически вдвое. Однако она все еще значительно выше, чем требуется (при нынешнем уровне смертности) даже для стабилизации численности населения. Соответственно и мировое население продолжает расти довольно быстро, хотя и медленнее, чем в 50–70-х годах прошлого столетия.

Тем не менее, рождаемость сокращается, и есть основания надеяться, что примерно в середине века рост числа жителей планеты прекратится. Но этого, скорее всего, недостаточно.

В соответствии с долгосрочным прогнозом ООН, можно выделить три версии роста населения планеты. Развитие ситуации по «высокому» сценарию – это прямой путь к катастрофе. Но и «средний» сценарий не внушает большого оптимизма (приложении 8).

«Стабильные» 9 млрд. человек, помноженные на растущие нужды «среднего» жителя Земли, дают такой совокупный объем потребностей, удовлетворить которые едва ли возможно. Единственный путь, позволяющий сохранять оптимизм, – это развитие по «низкому» сценарию, предполагающему постепенное сокращение численности населения.

Стратегия замедления демографического роста остается, пожалуй, единственным и не создающим дополнительных проблем способом относительно успешного ответа на глобальные вызовы. Хотя она не всегда эффективна и порой проводилась с большой жесткостью (Китай).

На протяжении истории важным механизмом глобального демографического регулирования не раз оказывалось перемещение людей из густонаселенных регионов в менее обжитые. В XIX и XX столетиях ускорившийся рост числа жителей Европы снова включил этот механизм. Вплоть до середины прошлого века преобладало движение из экономически развитых стран Старого Света в колонизуемые регионы, в основном на неосвоенные либо слабо освоенные территории Нового Света и Океании. С 1820 по 1940 год из Европы за океан выехало более 60 млн. человек.

Однако во второй половине XX века демографическая асимметрия и экономическая поляризация Севера и Юга привели к изменению направления межконтинентальной миграции и ее масштабов. Только за 30 лет (1960–1990) из южных районов в северные переместилось около 60 млн. человек (примерно столько же в свое время выехало из Европы за океан за 120 лет), и этот поток не сокращается. Более того, годовые темпы увеличения количества переселенцев возросли с 1,4 % (1990–1995) до 1,9 % (2000–2004). С 1990 по 2005 год число мигрантов в мире выросло на 36 млн. человек, причем 92 % из них (33 млн.) переехало в промышленные страны. Среднегодовое сальдо миграционного обмена развитых государств с развивающимися в пользу первых составило в 2000–2005 годах 2,6 млн. человек в год, или 2,2 %. Эти цифры привел на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в мае 2006-го Генеральный секретарь этой организации.

Согласно среднему варианту прогноза ООН (как представляется, заниженному, поскольку он предполагает сокращение притока мигрантов в развитые страны после 2010 года), за первую половину XXI века в эти страны смогут переместить еще 120 млн. человек.

Движение жителей Юга на Север стало новой мировой реальностью, которая ведет к существенным изменениям этнического состава развитых стран. Уже к середине столетия белое неиспаноязычное население может перестать быть большинством в США. Во многих европейских государствах доля мигрантов и их потомков превысит четверть и приблизится к трети населения, но будет увеличиваться и далее.

3. Демографическая ситуация в России

До середины 1970-х годов население России увеличивалось исключительно за счет естественного прироста (превышения числа родившихся над числом умерших).

С середины 1970-х годов население продолжало расти примерно в том же темпе, что и в предыдущее десятилетие, однако уже значительный вес приобрел дополнительный фактор - миграционный - приток населения в Россию оказался больше, чем отток из неё, на фоне начавшегося в этот период падения естественного прироста).

Снижению рождаемости в конце семидесятых способствовало общее повышение уровня жизни, грамотности и социально-гигиенической культуры населения, аналогично тенденциям в западноевропейских странах.

Резкое снижение естественного прироста населения России, проявившееся с 1989 г., было следствием наложения двух неблагоприятных тенденций: обвального снижения рождаемости и значительного роста смертности. С 1991 года рост населения в России прекратился.

Негативной особенностью России является тот факт, что в результате демографического перехода рождаемость упала до уровня развитых стран, в то время как смертность достигла уровня развивающихся.

По данным Переписи населения 2002 года численность населения России с 1989 по 2002 упала на 1,8 млн. Каждую минуту в России рождалось 3 человека, а умирало - 4. Общемировая тенденция была противоположна: отношение количества рождений к смертям равно 2,6. Особенно велика смертность у российских мужчин, средняя продолжительность жизни которых 61,4 года, что связано, в частности, с высоким уровнем потребления крепких алкогольных напитков, большим количеством несчастных случаев, убийств и самоубийств. Продолжительность жизни женщин значительно выше - 73,9 года.

Согласно ежегодному Докладу Фонда ООН в области народонаселения за 2004 год, в России продолжался демографический кризис. Половозрастная структура населения…………………………18
Основные тенденции современного

Демографического развития мира……………………………..21
Демографическая ситуация в России…………………………….24
Рождаемость и смертность в России…………………………..26
Структура населения по возрасту и полу……………………..29
Демографическая политика……………………………………31

Заключение……………………………………………………………34

Список использованной литературы………………………………..37

Мы уже представляли вашему вниманию детальное исследование , давайте теперь обратимся к мировой ситуации.

Феномен «седеющего населения» сформировался во второй половине ХХ в. В древности и в средние века старость была чрезвычайно редким явлением: вплоть до XVII в. только 1% людей достигал 65-летнего возраста. К началу XIX в. этот показатель повысился до 4%. В дальнейшем на повышение продолжительности жизни в промышленно развитых странах оказал влияние комплекс факторов: значительные достижения в области здравоохранения особенно путем борьбы с инфекционными и другими заболеваниями, улучшение питания, совершенствование медицинского обслуживания и повышение других слагаемых качества жизни населения. В 1950 г. пожилые люди в возрасте 60 лет и старше составляли 8% мирового населения, в 2000 г. - уже 10%. Сегодня, по оценкам демографов, около 70% населения Западной Европы проживут более 65 лет, а 30–40% - более 80.

В этой связи в ближайшие три-четыре десятилетия численный и возрастной состав населения в промышленно-развитых странах претерпит значительные изменения. Из-за снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни прогнозируется резкое увеличение доли пожилых людей и уменьшение численности населения. При сохранении существующих уровней рождаемости и смертности в европейских странах количество детей в возрасте до 15 лет сократится к 2050 г. на 40% (до 87 млн), а численность пожилых удвоится (до 169 млн человек). Если Европа намерена сохранить сегодняшнее соотношение возрастных групп населения, то ей придется принять к 2050 г. 169 млн иммигрантов, преимущественно из стран Африки и Среднего Востока. Прогнозы демографов говорят о том, что в ближайшие 50 лет возрастная структура населения в европейских странах резко изменится в пользу средних и старших возрастов.

Исходя из возрастных характеристик населения промышленно развитых стран, возрастную структуру общества сегодня можно представить в виде прямоугольника, закругленного в верхней части, поскольку приблизительно равное число людей находится во всех возрастных десятилетиях (т. е. одинаковое число тех, кому 0–9 лет, 10–19 лет, 20–29 лет и т. д.). Возрастная структура общества для 1900 г. для той же группы стран выглядит как пирамида, поскольку большое количество людей приходилось на самую младшую возрастную группу, гораздо меньше людей фиксировалось в трудоспособном возрасте и наименьшая доля людей - в пожилом.

Более того, на смену возрастной структуры населения в виде прямоугольника приходит ее новая разновидность в форме «перевернутой пирамиды»: одного ребенка, двух родителей, четырех бабушек и дедушек и нескольких прадедушек и прабабушек. Средний возраст представителей двух и более поколений при этом может составлять свыше 60 лет.

Складывающаяся ситуация в демографических характеристиках современного общества означает качественные изменения в структуре времени жизни поколений: увеличивается продолжительность времени, проживаемого в средних и старших возрастах и соответственно растут их доли во всем совокупном времени жизни каждого поколения. На старение населения или увеличение доли пожилых и старых людей в общей численности населения влияет ряд факторов: снижение рождаемости (или «старение снизу»), увеличение средней продолжительности жизни пожилых людей (или «старение сверху»), а также миграция и некоторые другие причины. Следует заметить, однако, что указанные прогнозы носят инерционный характер. Это означает, что они исходят из предположения о невмешательстве в демографические процессы активной целенаправленной воли государства и общества, из того, что демографический процесс предопределен. Эта теория носит название теории демографического перехода. Однако в современных работах показано, что более обоснованной (имея в виду ее управленческий потенциал) является теория демографической вариативности. Ее основные постулаты зиждятся на фактах сочетания высокой продолжительности жизни и высокой рождаемости. Выявлены факторы, ответственные за данное сочетание для России. Долго жить как на Западе и рожать, как на Востоке - вполне достижимый для соответствующего государственного управления результат. Основными параметрами, описывающими демографическое состояние, являются рождаемость, смертность, ожидаемая продолжительность жизни, миграционное сальдо. Для государственного же мониторинга и управления целесообразно иметь интегративный целевой и ценностный параметр, характеризующий демографическое состояние и успешность демографической политики в целом. Как в этом смысле «суммировать» рождаемость, смертность, ожидаемую продолжительность жизни и миграцию? Они даже измеряются в различных единицах. С указанной целью предложен единый интегративный показатель успешности демографической политики - коэффициент витальности страны.

Где Н- численность населения (чел), Р – рождаемость (чел на 1000 чел населения за год), С - смертность (чел на 1000 чел населения за год), Δt= 1 год, ОПЖ - ожидаемая продолжительность жизни (лет), М - миграционное сальдо (чел в год), В (эфф. чел. жизн. в год) - прирост населения с учетом эффективных человеческих жизней в связи с изменчивостью продолжительности жизни. Введение данного параметра объясняется стремлением операционализировать в управленческом и правовом смысле признание человеческой жизни высшим мерилом государственно-управленческой успешности. Человеческая жизнь в первичном, самом важном цивилизационно-ценностном определении, есть сама жизнь, т. е. сам факт существования человека, каждого дня, проживаемого каждым человеком в этом мире. Данный факт описывается рождаемостью (прибавление человеческой жизни), смертностью (убытие человеческой жизни), прожитым человеком временем жизни, прибавлением или убытием человеческой жизни на национальной территории за счет миграции. Два первых показателя измеряются в количестве рожденных и умерших на 1000 чел. за один год. Третий измеряется в годах. Четвертый в абсолютном количестве человек. Как совместить их в едином интегративном показателе? Как сформировать показатель, чтобы он действительно характеризовал успешность (в позитивном ценностном смысле) государственной политики? Введенный параметр позволяет это сделать. Его физический смысл заключается в возможности замера отклика демографического состояния общества на государственную политику высшего уровня. Подсчеты по формуле без учета миграционного вклада, например за годы реформ 1990–2005 гг., показывают, что в стране дополнительно не родилось, дополнительно умерло и сократилось количество эффективных человеческих жизней (из-за сокращения ожидаемой продолжительности жизни) в размере 28 млн человек. К сожалению, этот счет продолжается и в наши дни. Временной ход коэффициента витальности в России показан на рис. 1.

Рис. 1 Коэффициент витальности, полученный по ежегодным демографическим данным

Важный вывод в контексте обсуждаемой темы вытекает из хорошо заметного на рисунке факта, что амплитуда кратковременных (длительностью в несколько лет) выбросов больше, чем изменчивость за счет долговременного тренда (с характерным временем в десятки-сотни лет). Выбросы имеют как отрицательный, так и положительный характер. Это означает, что социально-политические, социально-экономические события (или на языке государственной политики, как управленческой практики, управленческие решения, меры и действия) могут приводить к очень значимым демографическим результатам. Результаты могут быть позитивными в случае умных и действенных управленческих мер. Это в свою очередь означает, что фатальную предопределенность длинных трендов демографического перехода не надо переоценивать. Активная государственная управленческая практика может существенно переломить ситуацию к лучшему. Этот же вывод подтверждается сравнительным анализом демографических данных по разным странам. Ситуации настолько разнятся, что это также подтверждает нашу оценку объяснительных или тем более абсолютизируемых выводов теории демографического перехода Вместе с тем современные тренды, классифицируемые с позиций демографического перехода необходимо тщательно изучать и принимать во внимание.

Для оценки процесса старения населения применяются различные категории и шкалы. В соответствии с одной из них население можно считать «старым» в случае, если доля лиц в возрасте 60 лет и старше составляет 12% и выше по отношению ко всему населению, а в возрасте 65 лет и старше - 8% и более. В качестве количественных показателей старения населения используют доли лиц определенного возраста, например, старше 60 или 65 лет (обозначают 60+ или 65+) в общей численности населения. В соответствии с классификацией ООН началом старости считается возраст не 60, а 65 лет. Если доля населения в возрасте 65 лет и старше составляет 4% - население считается «молодым», 4–7% - на «пороге старости», 7% и выше - «старым». Согласно прогнозам ООН доля численности землян в возрасте 60 лет и старше повысится с 8,2% населения мира в 1950 г. до 15% в 2025 г., а в развитых странах - до 30%. Еще более высокие темпы старения прогнозируются в европейских странах. В Европе к 2050 г. 37% населения по этим прогнозам составят пожилые люди. Данная тенденция в полной мере присуща и для России, в которой за период 1959–2002 гг. общая численность населения увеличилась на четверть, а число пожилых людей увеличилось более чем в два с половиной раза. Но вновь добавим, при условии, если государство и общество ничего не будут предпринимать. Как отмечает в этой связи А.Г. Вишневский, известный сторонник предопределенности демографических процессов, в России старение началось позднее, чем в большинстве европейских стран, но также продвинулось весьма далеко, а поэтому по его мнению наши проблемы сродни проблемам всех стареющих обществ.

Демографическое старение населения страны вызвано, в первую очередь, снижением рождаемости и уменьшением доли и численности занятого населения (сужением основания возрастной пирамиды).

В то же время, в отличие от развитых стран, в России особенности возрастной структуры смертности (повышенная смертность в трудоспособных возрастах) усугубляют эту неблагоприятную тенденцию и приводят к сокращению и без того уменьшающейся численности населения в трудоспособных возрастах. Вместе с тем прогноз авторов в случае России иной. Современный российский тренд может существенно измениться при перенастройке государственной демографической политики. Обоснована эффективность факторов, которые могут существенно увеличить рождаемость и понизить смертность в когортах трудоспособного возраста. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 г., с 1989 г. средний возраст жителей страны увеличился на 3 года. Численность населения трудоспособного возраста (мужчин 16–59 лет, женщин 16–54 лет) составила 89,0 млн человек (61%), моложе трудоспособного возраста - 26,3 млн человек (18%), старше трудоспособного возраста - 29,8 млн человек (21%). На начало 2005 г. численность граждан пенсионного возраста составила 30,4 млн человек или 20,3% от всего населения России. Продолжается устойчивый рост численности лиц в возрасте 85 лет и старше. Особенно выражен процесс старения населения в европейской части России, где доля лиц пенсионного возраста превышает 23%. Большая часть пожилых людей проживает в городах. В то же время среди сельского населения их доля составляет почти 23%, что на 2,9% превышает аналогичный показатель для населения городов. В долгосрочной перспективе в рамках инерционного подхода прогнозируется снижение численности постоянного населения России: к 2020 г. она может сократиться на 9,1% (т. е. на 13,1 млн человек) и составить 130 млн человек. При этом численность населения трудоспособного возраста может сократиться на 15,8 млн человек и составить в 2020 г. 74,4 млн человек, или 57,3% от общей численности населения. Доля населения в возрасте старше трудоспособного возрастет к 2020 г. до 26,3% против 20,4% в 2005 г. При этом удельный вес пенсионеров в общей численности постоянного населения Российской Федерации возрастет с 25,4% в 2005 г. до 29,7% к 2020 г. Если ничего не менять в государственной практике, то в результате проявления данной тенденции пенсионная нагрузка пенсионной системы на занятое население будет возрастать.

Если в 2005 г. на каждые 100 получателей трудовых пенсий приходилось 198 человек занятых трудовой деятельностью, то в 2020 г. их в инерционном прогнозе будет всего 156 человек. Структура населения и демографическая динамика дают возможность сделать вывод о том, что рост масштабов старения может получить для России характер устойчивой и необратимой тенденции, в случае, если не предпринимать особых усилий. Следует отметить, что в России значительно сильнее, чем в Западной Европе, выражен гендерный дисбаланс возрастной структуры: в 2002 г. в группе от 60 лет и старше на 1000 женщин приходилось 529 мужчин. Поэтому и значения таких показателей, как доля лиц в возрасте 60+ в общей численности населения и демографическая нагрузка за счет пожилых, для женского населения у нас в стране почти в два раза выше, чем для мужского. Для сравнения: в Западной Европе в 2002 г. для возрастов 60+ на 1000 женщин приходилось 720 мужчин. В 1965 г. из каждой тысячи мужчин, достигших 20-летнего возраста, 732 имели шанс дожить до 60 лет. В 1980 г. - всего 644, в 2000-м - еще меньше - всего 563. В то же время соответствующий показатель в США в 2000 г. составил 865 человек, во Франции - 868, в Японии - 904, в Швеции - 912. Учитывая столь выраженный гендерный дисбаланс, можно отметить, что уже сегодня требуют особого внимания проблемы снижения высокой мужской смертности в трудоспособных возрастах, а также социальные проблемы пожилых женщин, особенно одиноких и проживающих в сельской местности. Растущая доля пожилых людей вызывает озабоченность в отношении устойчивости пенсионных систем и рынка труда, экономического состояния и перспектив медицинской помощи.

Ситуация стареющего населения в странах Европейского союза потребует к 2035 г. привлечения в западноевропейскую экономику не менее 35 млн работников-мигрантов, т. к. без этого невозможно будет поддержать современную пенсионную систему ЕС и его передовые экономические позиции.

С другой стороны последствия старения населения, носящие долговременный и глобальный по масштабу характер, порождают не только острые экономические, социальные, политические и психологические проблемы для большинства промышленно развитых стран, но и одновременно открывают существенные возможности для людей, народов и государств. Отечественные и зарубежные ученые отмечают «новый тип» пожилых людей, которые обладают высокой профессиональной и образовательной подготовкой, их здоровье и трудоспособность отличаются более высокими показателями, по сравнению с предыдущими поколениями, а ориентации все более смещаются к творческим установкам - труду и освоению новых профессиональных навыков. Уже сейчас в странах Западной Европы наблюдается такой феномен, как «молодые старики». Суть его заключается в том, что по образу жизни, здоровью и трудоспособности, спектру интересов, тяге к знанию пожилые люди, достигшие 65 лет и более, вполне вписываются в круг людей среднего возраста. Возрастная структура общества отражает тип воспроизводства общества (расширенный, простой, суженный), удельный вес каждой возрастной группы, соотношение экономически активного и нетрудоспособного населения или как его называют специалисты - коэффициент демографической нагрузки, определяемый как отношение числа детей и пожилых к численности трудоспособного населения в расчете на 1000 человек. В целом по России этот показатель составлял в 2003 г. величину равную 0,629. При этом демографическая статистика выделяет коэффициент демографической нагрузки по отдельным возрастам: моложе трудоспособного возраста - соотношение детей к трудоспособному населению и старше трудоспособного возраста - соотношение населения старше трудоспособного возраста к трудоспособному возрасту. В целом по России эти показатели составляли в 2003 г. 0,292 и 0,337, соответственно. Таким образом, на сегодня наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли пожилых людей в промышленно развитых странах. В рамках теории демографического перехода прогнозируется увеличение доли лиц старше 65 лет более чем на 10 процентных пунктов - с 14,3% в 2000 г. до 25,7% в 2040 г. Ожидается, что особо быстрыми темпами будет стареть население Австрии, Германии, Канады, Италии, Испании, Республики Корея, Нидерландов, Швейцарии и Японии. Наряду со старением во многих странах ОЭСР станет сокращаться численность населения: особо заметно - в Германии, Греции, Италии, Испании и Японии, где темпы такого сокращения за 40-летний период, как ожидается, превысят 10%. Что же касается Австралии, Ирландии, Испании, Республики Корея, Новой Зеландии и США, то в них, напротив, численность населения возрастет более чем на 15%. И это как раз свидетельствует об ограниченности объяснительного и прогностического потенциала упомянутой теории и соответствующих инерционных прогнозов. В этой связи закономерной представляется тенденция, все более четко проявляющаяся в развитых странах, к увеличению пенсионного возраста, стимулированию финансовой подготовки к старости посредством развития систем негосударственного пенсионного обеспечения и личного страхования, пересмотру государственной политики в сфере занятости (табл. 1).



Поскольку у значительной части пожилых людей в приемлемой мере сохраняются здоровье и трудоспособность, они могут продолжать трудиться. Для применения их опыта и знаний потребуется наличие достаточного числа рабочих мест, приспособленных для них, а также привлекательные условия экономические, организационные и финансовые для продолжения их трудовой деятельности. Следует отметить, что в промышленно развитых странах в последние 25 лет многих работников вынуждали досрочно до наступления возраста 60 лет уходить на пенсию. Надо признать при этом, что данный подход находил положительный отклик у многих работников, которые с удовлетворением переходили на «заслуженный отдых». Если процесс старения населения приведет к пересмотру такой модели регулирования режима найма рабочей силы и заставит работодателей создавать более привлекательные условия занятости для пожилых трудящихся, то в долгосрочном плане новые формы продления трудовой жизни могут стать важным направлением социальной политики и регулирования рынка труда. Кроме того, потребуется решение комплекса других проблем, связанных с системой социального обеспечения и поддержки пожилых граждан, в том числе - развития ряда социальных и медицинских наук, призванных разработать эффективные практические рекомендации в области социальной геронтологии и психологии пожилого возраста. Процесс увеличения численности пожилых людей в общей массе населения требует всестороннего учета их специфических потребностей как особой категории граждан. В частности, все более важной проблемой становится доступ

пожилых людей к медицинским и социальным услугам. Необходимость надлежащего социального обслуживания пожилых предполагает расширение сети социальных учреждений для долговременного ухода, а также ухода в рамках семьи, что приведет к росту соответствующих социальных расходов и увеличению неоплачиваемой нагрузки на женщин. Кроме того, специалисты отмечают более высокий уровень потребностей пожилых людей в медицинских услугах и в лекарствах. Исследования вопроса в Мексике показало, что лица в возрасте 65 лет и старше прибегают к медицинским услугам вдвое чаще, чем население в целом, и на них приходится треть от совокупных расходов на обслуживание.

Позиция международных организаций

Коренные сдвиги в демографической структуре населения мира побудили ООН сформировать систему взглядов на проблему старения населения, определяющих политику в интересах пожилых людей и защиты их прав. Эта система базируется на универсальных гуманитарных нормах и служит обоснованием для осуществления мер в поддержку пожилых людей на международном и национальном уровнях. В ее основе лежит идея гармоничного сочетания полноправного участия пожилых людей в жизни общества и заботы о них, удовлетворения их потребностей и реализации накопленного ими потенциала. Признание авторитета, мудрости и достоинства, которые приобретаются с жизненным опытом, было традиционным элементом отношения к пожилым людям на протяжении всей истории человечества. Люди старших возрастов рассматриваются гуманистическим мировым сообществом как позитивный «фактор» процесса социального развития, а не бремя. Уважение к пожилым и забота о них всегда и везде являлись одной из немногих неизменных качественных характеристик нашей цивилизации, что в немалой степени обусловило выживание и прогресс человечества. Целевые установки по организации деятельности в интересах пожилых людей нашли отражение в Международном плане действий по проблемам старения (1982 г.), Глобальных целях по проблемам старения до 2001 г. (1992 г.), Европейской социальной хартии (1961 г.) и Дополнительном протоколе к ней (1988 г.), в конвенциях и рекомендациях МОТ, Декларации и Программе действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.).

Наиболее полное выражение взгляды на место и роль пожилых людей получили в Принципах ООН «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста», принятых 46-ой Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1991 г. С учетом более поздних дополнений 18 принципов сгруппированы в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство. Принципы группы «независимость» подразумевают, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных склонностей и изменяющегося состояния, получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно. Принципы группы «участие» отражают вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста. Принципы группы «уход» затрагивают проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального благосостояния и предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, пользования услугами попечительских учреждений и обязательного соблюдения в социальных учреждениях прав человека и основных свобод, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни. Принципы группы «реализация внутреннего потенциала» призывают к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.

Принципы группы «достоинство» затрагивают вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия в отношении пожилых людей, обеспечения им права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также независимо от предыдущего экономического вклада. Закрепляя особый статус пожилых людей, принципы ООН, по существу, представляют собой свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в том, что касается пожилого населения. Для государственных и общественных структур они являются важным ориентиром на перспективу в трактовке социальных запросов пожилых людей и в организации деятельности по их удовлетворению. Об огромном уважении международного сообщества к старшему поколению свидетельствует установление ежегодного Международного дня пожилых людей (1 октября) и проведение в 1999 г. Международного года пожилых людей «...как знака признания демографического вступления человечества в пору зрелости и тех перспектив, которые оно открывает для развития более зрелых представлений и возможностей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни - не в последнюю очередь в интересах всеобщего мира и развития в следующем столетии». Тема Международного года - «По пути к обществу для людей всех возрастов» - базировалась на концепции «общество для всех людей», основанной на уважении прав человека и свобод, культурном и религиозном разнообразии, социальной справедливости, демократическом участии и законности. Цель построения такого общества связана с отражением в социальном содержании экономической политики потребностей и учета возможностей всех граждан, приведению в соответствие с ней общественных структур и практической социальной деятельности. Роль пожилого населения, которое является одним из основных объектов социальной политики сегодня и в долгосрочной перспективе, побудила ООН к тому, чтобы дополнить идею «общество для всех» идеей «общество для людей всех возрастов».

Смысловая нагрузка данной концептуальной установки заключается в межвозрастной социальной солидарности, будь то на уровне семьи, общины или страны.

При этом под социальной солидарностью понимается то, что пожилые граждане сознают свою социальную ответственность, содействуют функционированию общества, участвуют в публичной жизни и пользуются уважением. Кроме того, организация общества на принципах социальной солидарности предполагает распределение общественных благ честным и гуманным образом в целях предоставления каждому пожилому гражданину в качестве члена общества права на социальное и экономическое достоинство. Важной вехой в формировании стратегии, связанной с вопросами старения, стал Мадридский международный план действий по старению, принятый в Мадриде в апреле 2002 г.

В нем приведены современные тенденции роста численности пожилых людей по группам стран и континентов, раскрыты социально-экономические последствия данного явления, изложены базовые принципы мирового сообщества на политику в области отношения к пожилым людям по широкому спектру социально-экономических, медицинских и образовательных вопросов. Достаточно сказать, что в этом документе нашли отражение 18 крупных групп вопросов по 11 темам, которые служат методической основой для организации работы в этой сфере на международном и национальном уровнях. Углубленный анализ процессов старения населения позволяет увидеть проблемные узлы в экономическом и социальном разрезах, а предложенные рекомендации могут служить основой для разработки программ действий с учетом значительной специфики в конкретных странах. Цель Международного плана действий состоит в обеспечении пожилому населению всех стран мира возможности жить в безопасных и достойных условиях и продолжать участвовать в жизни общества в качестве полноправных граждан.

Рекомендации, содержащиеся в этом документе, включают три приоритетных направления: участие пожилых людей в развитии страны; обеспечение медицинских услуг и благосостояния в пожилом возрасте; создание благоприятных и позитивных условий для людей всех возрастных групп. Осуществление Международного плана действий по проблемам старения закономерно предполагает выработку соответствующих национальных программ действий, опирающихся на концепции политического, экономического, этического, духовного и социального развития пожилых людей, в основе которых лежат такие принципы, как человеческое достоинство, права человека, равенство, уважение, мир, демократия, взаимная ответственность, сотрудничество и уважение различных религиозных и этических ценностей, а также культурной самобытности людей.

В связи с вступлением в пенсионный возраст относительно малочисленных поколений, родившихся в послевоенные годы, в ближайшие три-четыре года доля лиц пенсионного возраста сохранится на уровне 20,7%. Однако к 2016 г. из-за низкой рождаемости и увеличения ожидаемой продолжительности жизни доля лиц старших возрастов в структуре населения в инерционном прогнозе достигнет четверти от его общей численности (24,9%). На фоне прогнозируемого с 2008 г. сокращения численности трудоспособного населения коэффициент демографической нагрузки (зависимости) будет повышаться преимущественно за счет лиц пенсионного возраста. Постепенный процесс старения российского населения отягощается стремительной депопуляцией населения страны, которая носит характер возрастающей убыли. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, за период между последними переписями населения (1989 г. и 2002 г.) общие коэффициенты смертности в стране выросли в 1,5 раза, а рождаемости сократились в 1,4 раза; численность населения уменьшилась на 1,8 млн человек. Причем за этот период родилось 20,5 млн человек, а умерло 27,9 млн человек, прибыло в страну из-за рубежа 11 млн, покинуло ее 5,4 млн человек. Таким образом, естественная убыль населения (разница между умершими и родившимися) составила 7,4 млн человек; миграционный прирост (разница между прибывшими и убывшими) - 5,6 млн человек - компенсировал 76% естественной убыли. За последние 13 лет в России перестали существовать 290 городов, 11 тысяч сел, еще 13 тысяч сел близки к тому, что скоро в них не останется ни одного человека. По масштабам потерь постсоветский демографический кризис сопоставим с Великой Отечественной войной 1941–1945 гг.

Не случайно в американском докладе «Обезлюдевшая Россия» указывается со ссылкой на исследование ООН, что Россия находится на краю демографической гибели.

Таким образом, Россия находится в состоянии демографической катастрофы, налицо натуральная «депопуляция», что на обыденном языке звучит как суровая констатация: народ вымирает.

Для перелома ситуации требуются крупномасштабные долгосрочные меры национального масштаба по «сбережению населения» и резкого, многократного повышения рождаемости. Возможно ли коренное изменение описанной картины демографического кризиса в России? Да, возможно. В работе выявлены основные факторы специфически важные в российском случае. Они порядке степени значимости связаны с идейно-духовным состоянием российского общества, цивилизационной идентичностью российской государственности, качеством государственной политики как управленческой практики и материальными условиями жизни. Разработана новая государственная демографическая политика, которая в случае ее реализации может существенно изменить российский демографический процесс. Сегодня же многие регионы России ощущают острую нехватку рабочих рук, увеличивается экономическая нагрузка на занятое население, возникает необходимость выделения дополнительных средств на медико-социальную помощь пожилым. Причем в инерционном процессе рассчитывать на смягчение этих явлений в ближайшие годы не приходится (табл. 2).


В недалеком будущем стране не будет хватать ни солдат, ни работников. Проще всего рассчитывать на то, что благодаря притоку мигрантов удастся победить этот «дефицит». Гораздо сложнее стимулировать рождаемость, обеспечивать сохранение здоровья, однако это возможно. По данным экспертов Всемирного банка в структуре национального богатства ведущих стран мира доля человеческого капитала составляет 68–76%. Эффективность же его развития и использования зависит от качества жизни, обобщающим показателем которого является индекс развития человеческого потенциала - ИРЧП. Согласно оценкам специалистов Программ развития ООН (сравнительные исследования проводились по 174 странам), по этому индексу Россия находится на 71-м месте, а по состоянию здоровья и благосостоянию граждан относится к категории развивающихся государств. Между потенциалом здоровья населения и экономическим ростом существует довольно тесная взаимосвязь. Так, по расчетам ряда специалистов, экономический ущерб от потери здоровья россиян в 1999 г. составил около 65 млрд долл. Очевидно, что подобные потери ослабляют страну, становясь угрозой ее национальной безопасности. Таким образом, сложившаяся в настоящее время демографическая ситуация, особенно при сохранении существующего уровня смертности лиц трудоспособных возрастов, в достаточно короткий срок может привести к реальному дефициту трудовых ресурсов, что станет серьезнейшим препятствием социально-экономическому развитию страны. «Седеющее население» - полноправная часть общества, внесшая неоценимый вклад в формирование той среды (в широком смысле), в которой все мы живем.

К сожалению, пока нельзя сказать, что условия для достойной жизни российских пенсионеров созданы: размеры пенсий удручающе низки и не позволяют обеспечивать значительной части пожилых хотя бы относительно приемлемый уровень жизни.

Кардинальный пересмотр позиции государства по отношению к гражданам, что представляется насущной необходимостью, предполагает не только усиление его защитных функций по отношению к ним, но и вовлечение последних в активную деятельность с учетом их возрастных особенностей. Недальновидно игнорировать опыт, интеллектуальный и профессиональный потенциал этой категории людей. Государственная социальная политика в отношении граждан старшего поколения должна в большей мере учитывать гендерные проблемы вдовства и предусматривать социальные меры, снижающие его остроту. Необходимо укрепление целенаправленного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественными объединениями, особенно благотворительной ориентации. Мировой опыт свидетельствует, что содействие таким организациям в осуществлении деятельности по оказанию услуг пожилым гражданам, защите их прав и интересов, повышению социальной активности - весьма эффективно.

Основополагающими позициями политики, проводимой государством в отношении граждан старшего поколения, могли бы стать: усиление их правовой защиты путем закрепления в действующем законодательстве специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий, осуществлению комплексных мер по оказанию правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, созданию социальной адвокатуры и социальных судов; обеспечение достойного уровня жизни пожилых посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, что позволило бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо статусной категории, региона проживания и других условий; содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, учет гендерных различий при предоставлении помощи и социальных услуг; организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей; содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающими физическим возможностям и специфике их образа жизни путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища, улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха; оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг; содействие посильной трудовой занятости пожилых людей и неукоснительное соблюдение гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращение травматизма и профилактика профессиональных заболеваний, недопущение дискриминации по возрасту при трудоустройстве, обеспечение равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки; оказание поддержки лицам пожилого возраста, находящимся в неблагоприятном положении, в первую очередь, одиноким гражданам и пожилым супружеским парам, утратившим способность к самообслуживанию, тяжело больным пожилым людям, одиноким пожилым женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства; организация эффективной психологической помощи пожилым людям, включая подготовку к смене социального статуса и выходу на пенсию, адаптацию к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, в том числе в семье; обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социальной сферы в части предоставления услуг пожилым людям.

Важно укреплять равноправное партнерство органов государственной власти, местного самоуправления с общественными объединениями, особенно благотворительной ориентации. Следует оказывать содействие общественным объединениям в осуществлении ими деятельности по оказанию услуг пожилым гражданам, защите их прав и интересов, повышению социальной активности, а также созданию объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процесс социального развития. Целесообразно создать на федеральном и региональном уровнях государственно-общественные органы, координирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций, общественных объединений и частных лиц по оказанию поддержки гражданам старших поколений.

Фрагменты 3-й главы монографии " ".

Полные сил, стремлений и амбиций, они вступают во взрослую жизнь, но не находят себе места. Поиски работы заставляют молодежь мигрировать в другие страны, но никто не принимает их с распростертыми объятиями.

Еще ни разу за всю историю человечества наш мир не был настолько перекошен в демографическом плане: большинство пожилых людей сосредоточены в развитых и богатых странах, а молодежь, наоборот, в бедных.

Было предпринято множество попыток для решения проблемы старения населения в развитых обществах. Однако именно обилие молодых людей ставит под давление мировую экономику , сеет политическую нестабильность, стимулирует массовую миграцию, приводит к росту городов и вообще влияет на все аспекты жизни: от заключения брака до пользования интернетом.

Не забывайте о молодежи, иначе не видать спокойной старости.

Четверть всего населения Земли - это молодые люди в возрасте от 10 до 24 лет. Подавляющее большинство проживает в развивающихся странах, согласно данным фонда ООН в области народонаселения.

Нигде переизбыток молодежи не ощущается так сильно, как в Индии. Каждый месяц примерно миллион молодых индийцев достигает совершеннолетия, после чего они начинают искать работу, а также получают право голосовать. В итоге Индия превратилась в страну с самым большим в мире числом молодых людей трудоспособного возраста.

Уже сейчас число индийцев в возрасте от 15 до 34 лет составляет 422 млн человек, что почти равняется вместе взятому населению США, Канады и Британии.

Yavuz Sariyildiz / Shutterstock.com

По большому счету, нынешняя общемировая тенденция ведет к тому, что у молодежи больше шансов оказаться в школе, чем было у их родителей. Они связаны друг с другом и с миром гораздо больше, чем любое поколение до них. Они более амбициозны и уже не готовы просто принимать все то, что могут предложить старшие. Многие из них не в состоянии найти достойную работу в своей стране, поэтому миллионы молодых людей все время переезжают с места на место - из деревни в город, из города в другую страну, где их, кстати, совсем не ждут.

И демократически избранные президенты, и авторитарные монархи знают одно: неудовлетворенные стремления могут стать мощной разрушительной силой. Уже нельзя быть уверенным в том, что большой приток молодых людей трудоспособного возраста пойдет стране на пользу, как это случилось с предыдущим поколением в Восточной Азии. Чарльз Кенни, экономист вашингтонского Центра глобального развития, говорит:

«Вы больше не можете просто сказать: „Эй, смотрите, столько молодежи в стране, это же просто здорово!“ Сперва вам нужно удостовериться, что экономика к этому готова».

«Создание достойных рабочих мест - это большая проблема, с которой странам еще предстоит столкнуться лицом к лицу», - добавляет Кенни.

В данном случае речь идет о связанных с кастовыми льготами протестах, которые парализовали процветающий север Индии несколько недель назад. Они были организованы представителями большой землевладельческой касты, чьи сыновья не могут прокормить себя с помощью сельского хозяйства и при этом не имеют права самостоятельно выбрать другую профессию. Протестующие вышли на улицы с требованием предоставить кастовые квоты на рабочие места в государственных учреждениях. Они блокировали железнодорожные пути и поджигали грузовики. Полиция сообщает, что в беспорядках погибли около 30 человек.

И это лишь начало. Каждый год правительство Индии должно создавать от 12 до 17 млн рабочих мест, чтобы дать молодым людям возможность зарабатывать.

С подобными проблемами юные работники сталкиваются и во всем остальном мире. Двое из пяти либо не работают вообще, либо занимают очень плохо оплачиваемые должности и никак не могут выбраться из бедности, согласно данным Международной организации труда. В развивающихся странах, где мало кто может позволить себе бездельничать, молодым людям только и остается, что соглашаться на низкооплачиваемую работу, которая к тому же не дает никакой правовой защиты. Ситуация с трудоустройством женщин обстоит еще хуже.

Уровень безработицы в Европе также весьма удручающий: из-за отсутствия работы страдает 25% молодого населения. Это происходит не только из-за застоя в экономике , но и из-за того, что многие европейцы просто не располагают навыками, необходимыми, чтобы стать, например, электриком или сиделкой. В некоторой степени это объясняет антииммигрантские настроения на континенте. В США почти 17% молодежи в возрасте от 16 до 29 лет не учатся и при этом не работают.

Такое положение дел не сулит ничего хорошего. Рост безработицы среди молодежи является главным индикатором надвигающейся волны массовых беспорядков, предупреждает Раймонд Торрес, научный руководитель Международной организации труда. «Социальный контракт перестает соблюдаться из-за невыполненных обещаний», - добавляет он.

В некотором смысле мировая демографическая ситуация говорит о том, что все идет правильно: дети умирают реже, а старики живут дольше. Женщины рожают меньше детей и реже умирают во время родов. Есть и еще одна хорошая новость: в развивающихся странах все больше детей поступают в начальную школу. В Индии, например, почти все дети учатся в школах.

Но все эти плюсы не способны затмить существующие проблемы. По данным опроса, проведенного некоммерческой организацией Pratham, в Индии половина учащихся пятого класса не могут прочесть учебник для второго класса, а еще половина не умеют складывать и вычитать. Да, они ходят в школу, но качество образования оставляет желать лучшего.

Более того, даже самое скромное образование дает почву для амбиций. И оно же служит причиной крайнего расстройства, когда человек не может найти подходящую работу. Во всем Ближнем Востоке, где авторитарные правители потратили много денег на развитие образования, уровень безработицы только растет - а с ним и массовые беспорядки.

Разрыв между странами с демографической точки зрения только набирает обороты. В Германии средний возраст жителей составляет 46 лет, а в России - 39. В США средний возраст колеблется в пределах 37 лет, в Индии - 27, а в Нигерии - чуть больше 18. Китай лишается молодой рабочей силы с такой скоростью, что правительство приняло решение снять десятилетиями поддерживаемый запрет на второго ребенка в семье .

Райнер Мюнц, глава отдела исследований и развития в Erste Group Bank в Брюсселе, говорит, что необходимо безотлагательно создавать достаточное количество рабочих мест на юге, чтобы сбалансировать этот разрыв. Мюнц предлагает систему «демографического арбитража», согласно которой промышленно развитые страны должны бороться друг с другом за квалифицированные кадры из других стран. Он утверждает, что даже Китаю придется вступить в эту гонку:

«Система „демографического арбитража“ между стареющими обществами с сокращающейся рабочей силой и теми, где преобладает молодое население, прекрасно бы сработала, если бы ей можно было управлять».

Многие политики утверждают обратное. Недавно президент Европейского совета Дональд Туск предостерег мигрантов от переезда в Европу, которая пытается остановить нахлынувший поток, предлагая помощь в развитии родных для беженцев стран.

Однако и это не может избавить людей от желания сменить страну проживания. Чем более образованным оказывается население развивающихся стран, тем они более склонны мигрировать. Это объясняет, почему индийская диаспора является самой многочисленной в мире. В 2015 году за пределами Индии проживало 16 млн индийцев, что в два раза больше, чем в 2000-м.

Возможно, самым тревожным фактором для многих стран становится переизбыток холостяков.

В Китае, где девочки всегда были не столь желанными детьми по сравнению с мальчиками, в 2010 году насчитывалось 34 млн холостых мужчин. В Индии мальчиков и мужчин в возрасте от 10 до 24 лет на 17 млн больше, чем женщин, что создает еще большую конкуренцию на брачном рынке. Без хорошей работы практически невозможно найти себе жену, поэтому многие мужчины так и остаются холостяками до конца жизни. Зачастую подобное неравенство провоцирует насилие в отношении женщин, как отмечают некоторые ученые.

Неудивительно, что недавние кастовые волнения прошли в Харьяне, штате с наиболее острым гендерным дисбалансом в стране. Там на 1000 мужчин приходится всего 879 женщин. Такой перекос происходит из-за традиционного презрения к дочерям. Развивающиеся технологии и растущие доходы позволили многим парам оплачивать нелегальные тесты по определению пола плода на ранних сроках беременности и делать аборт в случае, если это оказывается девочка. В результате получается переизбыток молодых мужчин, что заставляет их буквально охотиться за невестами из других штатов Индии.

Так что, возможно, девиз нашего времени должен быть такой:

Берегите своих дочерей, иначе не видать будущего.

Последние материалы раздела:

Аксиома школьное питание личный кабинет — автоматизация учёта в российских образовательных учреждениях Скачать программу аксиома
Аксиома школьное питание личный кабинет — автоматизация учёта в российских образовательных учреждениях Скачать программу аксиома

Аксиома – это мобильное приложение для автоматизации процесса оплаты питания в учебных заведениях. Использование Приложение Аксиома используется...

Правила получения налогового вычета на квартиру: порядок оформления и какие документы для этого нужны
Правила получения налогового вычета на квартиру: порядок оформления и какие документы для этого нужны

Имущественные налоговые вычеты по НДФЛ — это льгота, закрепленная в НК РФ для физических лиц, соответствующих определенному ряду условий. Кто имеет...

Отличная еда на первом месте
Отличная еда на первом месте

Высокое качество продукции, фирменные блюда, разнообразное меню, приятное времяпрепровождение и удовольствие для всей семьи готовы предоставить...