Распределение финансов организации. Распределение Обеспечьте круговорот финансов

Распределение как функция государственных финансов

Одной из функций государственных финансов, которые связаны с регулированием реального денежного оборота, является распределительная или перераспределительная функция. Она означает, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ. Это является условием интегрированного функционирования и сохранения целостности экономического пространства государства.

Реализация распределительной функции осуществляется на двух стадиях:

  • стадия распределения – формирование первичных финансовых ресурсов;
  • стадия перераспредления - формирование конечных финансовых ресурсов.

В зависимости от субъектов финансовых отношений распределительные процессы протекают не только на уровне государства и муниципалитетов, а также коммерческих и некоммерческих организаций и домохозяйств. Каждый уровень отличается направлениями и объектами распределения.

Объекты реализации распределительной функции госфинансов:

  1. обязательные платежи в бюджет
  2. поступления во внебюджетные фонды;
  3. источники финансирования дефицита госбюджета.

Для сравнения распределительная функция финансов на микроуровне (предприятий) заключается в распределении выручки от реализации товаров/услуг в процессе кругооборота капитала. На первой стадии (формирование первичных ресурсов) выручка разделяется на косвенные налоги, оплату труда персонала, прибыль, амортизацию и оборотные средства. Это означает, что первичное распределение осуществляется на основе цен реализации. Именно цены и предопределяют пропорции первичного распределения финансовых ресурсов между участниками рыночных отношений, а также отраслями и территориями.

Замечание 1

Функционирование государственных финансов происходит на основе перераспределения финансовых средств через систему централизованных фондов. Эта функция позволяет обслуживать процессы воспроизводства в рамках самостоятельных независимых структур и в масштабах государства.

Методы распределения государственных финансов

Основными методами распределения государственных финансовых средств являются:

  • финансирование – безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств;
  • кредитование - предоставление государственным организациям денежных средств на условиях возмездности и возвратности.

Кроме этого методами распределения и перераспределения являются расчеты и выплаты пенсий, пособий, страховых возмещений, выигрышей.

Рисунок 1. Методы распределения госфинансов. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Определение 1

Финансирование – это обеспечение денежными средствами потребностей расширенного производственного процесса. Оно осуществляется для сохранения непрерывной и возобновляющей производственной деятельности государственных и муниципальных предприятий.

Государственное финансирование направлено исключительно на целевые местные программы. Нужды и потребности государственных и муниципальных образований удовлетворяются за счет бюджетных средств и внебюджетных источников, которые мобилизуются под конкретные цели и задачи.

Выделяют два вида государственного финансирования:

  • Прямое – непосредственное выделение денежных средств под целевые программы и проекты;
  • Косвенное – предоставление налоговых льгот, валютных средств на льготных условиях и т.д.

Виды, размер и порядок предоставления финансовых льгот устанавливаются органами госвласти и муниципалитетами в рамках утверждения той или иной целевой программы.

Кредитование также обеспечивает финансовые потребности расширенного воспроизводства, только на условиях возмездности, возвратности и срочности. Государственные кредиты предоставляются частным организациям, но имеет место и кредитование бюджетных предприятий и учреждений.

Замечание 2

Федеральный бюджет может предоставлять бюджетам субъектам РФ кредиты на срок от одного года а предусмотренном федеральным законом о федеральном бюджете объеме. Такие виды кредитов не относятся к государственным трансфертам, но имеют опредленное значение в межбюджетных отношениях.

Обязательное требование для предоставления бюджетного кредита – это проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита. При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту бюджетный кредит предоставлен быть не может. Если будущий получатель имеет ранее непогашенную задолженность перед федеральным бюджетом, то это причина отказа в предоставлении заемных средств.

Государственные финансы используются посредством проведения расчетных операций. Они осуществляются в наличной и безналичной формах.

Дотации как метод распределения госфинансов

На условиях безвозратности государственные финансовые средства перераспредеяются в форме: дотаций; нормативных дотаций (трансфертов); субвенций; субсидий; компенсаций.

Определение 2

Дотации – это межбюджетные трансферты, предоставляемые бесплатно и на условиях безвозвратности. Условия и направления их использования могут быть любы

Дотация – это выделяемые государственным или местным бюджетом денежные средства для оказания помощи убыточным предприятиям, у которых получаемая прибыль меньше расходов на производство и реализацию продукции.

Предоставление дотаций коммерческим и муниципальным предприятия дает им возможность избежать банкротства, атакже не допускать роста цен на рынке, поскольку часть цены на товары или услуги как раз и оплачивается посредством бюджетных средств.

Недостатком для государства такой политики распределения финансовых средств является возможность появления дефицита бюджета. Предприятия могут переложить заложить свои расходы в цены, за счет чего они повышаются и компания может потерять покупателей. Государство в свою очередь вправе выпустить денежную массу, но это приводит к росту инфляции в стране. В этой связи дотации, хотя и имеют ряд минусов, они имеют успех в странах с административным типом экономики. Государство устанавливает жесткие требования самоокупаемости и самофинансирования.

В системе финансовых отношений особое значение имеют формирование и распределение финансов на всех уровнях управления и хозяйствования.

Формирование финансов предопределяет возможности дальнейшего развития, устанавливая финансовые ограничения и рамки проводимой социально-экономической политики. В свою очередь процесс распределения финансовых ресурсов позволяет выбирать пути и варианты развития.

Оба этих процесса имеют тесную взаимосвязь в силу цикличности экономики и, как правило, оформляются единым документом. На уровне государства разрабатывается баланс финансовых ресурсов (на год или три года с разбивкой по годам). В предпринимательской деятельности подобный документ имеет статус финансового плана.

Известно, что расширенное воспроизводство требует дополнительных денежных вложений. Источником таких средств служит вновь созданная стоимость (на уровне государства или региона это валовая добавленная стоимость, в рамках бизнес-единицы – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия). Не только величина, но и сама возможность экономического роста напрямую зависит долевой пропорции на конечное потребление и накопление капитала. Для современной России этот показатель распределения финансов можно считать ключевым.

Экономический рост в основном определяется динамикой инвестиций, поэтому при сложившейся в последние годы низкой норме накопления ожидать серьезную модернизацию производства, как основу перехода страны на инновационный путь развития, в ближайшие годы вряд ли представляется возможным. Валовое накопление в мире оценивается в среднем на уровне 24-25 %. В странах с активно развивающейся экономикой этот показатель достигает 25-30 % и более. Необходимость более высокого уровня накопления основного капитала в экономике России обусловлена необходимостью крупных вложений с целью трансформации неинновационной структуры основного капитала, что позволит увеличить выпуск наукоемкой продукции, и снизит фондоемкость.

Стоящие перед государством глобальные задачи модернизации экономики требуют незамедлительного проведения оптимизации такой важнейшей управленческой функции как распределение финансов на каждом из уровней управления. Такая мера проецируется и на хозяйствующие субъекты – от самого маленького объекта в категории малый бизнес до крупного холдинга. Распределение средств осуществляется через основные финансовые инструменты – бухгалтерский баланс (особенно плановый), финансовый план, параллельно подкрепляя указанные документы балансом финансирования активов, в котором будут показаны расчеты потребности в приросте оборотных и внеоборотных активов.

В общем смысле распределительная функция финансов предполагает три стадии процесса: формирование фондов, аккумулирование в них ресурсов, поступающих от хозяйствующих субъектов, и перераспределение накопленных средств на уровне отраслей и сфер экономики.

Понятие имеет некоторые особенности:
-система распределения является многоуровневой (федеральный, региональный, местный);
-финансовое распределение подразделяется на виды (внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное).

Функции экономической категории – это специфический способ выражения присущих категорий свойств. Распределительный характер финансов как их сущностный признак обуславливает в качестве одной из функций данной экономической категории распределительную функцию.

В результате действия распределительной функции финансов происходит формирование первичных финансовых ресурсов (на стадии распределения) и конечных финансовых ресурсов (на стадии перераспределения) у всех субъектов рынка. В зависимости от субъектов финансовых отношений можно выделить распределительные процессы на уровне а) организаций; б) домашних хозяйств; в) органов государственной власти и местного самоуправления. Они будут отличаться как по объекту, так и по направлениям распределения.

Распределительная функция финансов на уровне коммерческих организаций проявляется в распределении выручки от реализации продукции (услуг) в процессе кругооборота капитала. На стадии пер­вичного распределения выручка распадается на косвенные налоги, заработную плату оборотный капитал, прибыль и амор­тизационные отчисления. Таким образом, первичное распределение происходит на основе цен, по которым реализованы услуги. следовательно, цены предопределяют пропорции первичного распределения финансовых ресурсов между субъектами рынка, отраслями и территориям.

Однако итоговая структура распределения ВНП между субъектами рынка отличается от пропорций, заложенных ценой, благодаря действию налогового, бюджетного механизмов и финансового рынка на стадии финансового перераспределения.

Перераспределительные процессы заключаются в дальнейшем распределении прибыли и заработной платы, а также в использова­нииамортизационных отчислений с помощью присущих исключитель­но финансам механизмов. Так, часть прибыли направляется на уплату прямых налогов. Оставшаяся чистая прибыль, являясь собственным финансовым ресурсом организации, может распределяться на любые цели в соответствии с корпоративной финансовой политикой: формирование внутрихозяйственных фондов (накопления, материального поощрения, страховых, социальных и др.), пополнение собственного оборотного капитала, реальные или портфельные инвестиции, благо­творительность. Чистая прибыль может быть и не распределена, тогда она представляет собой накопленное с момента образования органи­зации (с соответствующей даты) сальдо чистого дохода.

Амортизационные отчисления вовлекаются в инвестиционный процесс как источник простого воспроизводства основных фондов и используются как в фондовой форме (если направляются в фонд накопления), так и в обороте.

На стадии перераспределения финансы тесно взаимодействуют с кредитом. Кредит способствует рациональному использованию вре­менно свободных финансовых ресурсов, поскольку посредством кре­дита эти ресурсы перераспределяются на финансовом рынке на условиях возвратности, сроч­ности и платности в пользу тех субъектов рынка, которые испытывают в них дефицит.

Основным источником финансовых ресурсов домашних хозяйств является заработная плата, после уплаты прямых налогов она используется преимущественно на потребление а также социальные трансферты,. Вме­сте с тем финансовые ресурсы домашних хозяйств могут подвергаться дальнейшему перерас­пределению на финансовом рынке (депозитные операции, покупка цен­ных бумаг).

Параллельно с описанными процессами в бюджетной сфере происходит перераспределение аккумулированных ресурсов между уров­нями бюджетной системы, звеньями государственных финансов, а также финансирование государственных расходов.

Объектом финансового распределения в этом случае являются налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета страны. Данную группу финансовых отношений следует отнести к перераспределительным. В их составе выделяют межбюджетные отношения и финансирование государственных и муниципальных расходов. Межбюджетные отношения связаны с распределением налогов между бюджетами бюджетной системы, передачей трансфертов (в основном от вышестоящего бюджета к нижестоящему), предоставлением бюджетных кредитов (см. табл. 1).

Таблица 1

Распределение доходов между звеньями бюджетной системы РФ в 2008-2010 годах (%) 1 .

Бюджетное финансирование представляет собой расходование доходов бюджетов путем зачисления финансовых средств на счета государственных и муниципальных организаций, частных организаций (бюджетное кредитование, государственные инвестиции) для осуществления целевых расходов.

Используются следующие формы бюджетного финансирования:

    сметное финансирование;

    программное финансирование;

    финансирование на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции или услуги (субсидирование);

    финансирование капиталовложений.

Результатом действия распределительной функции финансов является формирование конечных финансовых ресурсов (собственных и заемных) организаций, домашних хозяйств и государства.

Комплексное представление о характере финансового распределения можно получить, если рассматривать его в целом, в рамках всей экономической системы как распределение валового национального продукта (см. рис.1).

Контрольная функция финансов реализуется как объективный контроль за результатами воспроизводственного процесса. Финансы связаны с распределением реализованного конечного продукта нации и обла­дают свойством количественно через объемы финансовых ресурсов экономической системы в целом, секторов экономики, отраслей, организаций отражать результаты воспроизводственного процесса.

Финансовые отношения позволяют систематически контролировать складывающиеся в обществе пропорции объемы распределения ВНП (на микроуровне - выручки) и тем самым сигнализировать о ходе и результатах процесса воспроизводства. Оценка объемов финансовых ресурсов и их источников, в также структуры их использования, формирующие стоимостные пропор­ции в экономике, происходит на основе финансовой информации. Последняя представлена финансовыми показателями, содержащими­ся в оперативной, бухгалтерской и статистической отчетности.

Рис. 1. Формирование собственных финансовых ресурсов у субъектов рынка в процессе финансового распределения и перераспределения ВНП

Финансовые показатели с разных сторон, т.е. комплексно, харак­теризуют экономические явления и процессы. Так, структура оборот­ного капитала позволяет судить не только об объемах собственных и заемных финансовых ресурсов, инвестированных в оборотные фон­ды, но и о платежеспособности организации. Рентабельность показы­вает не только отдачу на рубль инвестированного капитала, но и конку­рентоспособность организации.

Объективно присущее финансам свойство контроля использу­ется контролирующими структурами при проведении государствен­ного, внутрихозяйственного, аудиторного финансового контроля. Субъективный фактор может вызывать искажение объективных выводов, которые обеспечиваются действием контрольной функции финансов. Однако, в конечном счете фактический характер распределения финансовых средств продемонстрирует объективную картину результатов воспроизводства на макро или микроуровне экономической системы.

Контрольная функция финансов действует одновременно с рас­пределительной. Нет таких распределительных денежных отношений которые бы не обладали свойством контроля, и – наоборот.

Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется на двух уровнях: в масштабах страны и на каждом предприятии. Величина и структура источников формирования финансовых ресурсов в масштабах страны определяют возможности расширенного воспроизводства народного хозяйства, повышения уровня членов общества, роста доходов бюджета государства. Размер финансовых ресурсов, формируемых на уровне предприятия, определяет возможности осуществления необходимых капитальных вложений, увеличения оборотных средств, выполнения всех финансовых обязательств, обеспечение потребностей социального характера.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств -- основных и оборотных -- которые инвестированы в процесс производства.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов также выступают:

  • -- выручка от реализации выбывшего имущества,
  • -- устойчивые пассивы,
  • -- различные целевые поступления (плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т. д.),
  • -- мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.

Разворачивающиеся повсеместно процессы приватизации государственной собственности приводят к тому, что появляется, и будет играть важную роль, еще один источник финансовых ресурсов -- паевые и иные взносы членов трудового коллектива.

Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.

До перехода на рыночные условия хозяйствования значительные финансовые ресурсы предприятия получались на основе внутриотраслевого перераспределения денежных средств и бюджетного финансирования. Однако принципы рыночного хозяйствования, внедрение коммерческих начал в деятельность предприятий, естественно, потребовали принципиально иных подходов к формированию финансовых ресурсов. Ориентация на инициативу и предприимчивость, полная материальная ответственность обусловили два важнейших изменения в области финансовых взаимосвязей предприятий с другими структурами: во-первых, развитие страховых операций, и, во-вторых, существенное сокращение сферы безвозмездно получаемых ассигнований. В этой связи при переходе на рыночные основы хозяйствования в составе финансовых ресурсов, формируемых в порядке перераспределения, все большую роль постепенно будут играть выплаты страхового возмещения, поступающие от страховых компаний, и все меньшую -- бюджетные и отраслевые финансовые источники. Предприятия смогут получать финансовые ресурсы: от ассоциаций и концернов, в которые они входят (лишь в том случае, если это предусмотрено механизмом использования соответствующих денежных фондов); от вышестоящих организаций -- при сохранении отраслевых структур; от органов государственного управления -- в виде бюджетных субсидий на строго ограниченный перечень затрат. Зато в условиях функционирования рынка ценных бумаг появятся такие виды финансовых ресурсов, как дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, а также прибыль от проведения финансовых операций.

Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:

  • -- платежи органам финансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств. Сюда относятся; налоговые платежи в бюджет, уплата процентов банкам за пользование кредитами, погашение ранее взятых ссуд, страховые платежи и т. д.;
  • -- инвестирование собственных средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства и техническим его обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии, использование “ноу-хау” и т. д.;
  • -- инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке: акции и облигации других фирм, обычно тесно связанных кооперативными поставками с данным предприятием, в государственные займы и т. п.;
  • -- направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социального характера;
  • -- использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т. п.

С переходом на рыночные основы хозяйствования необычайно возрастает не только роль руководителей предприятий, членов правлений акционерных компаний, но и финансовых служб, игравших второстепенную роль в условиях административно-командных методов управления. Изыскание финансовых источников развития предприятия, направлений наиболее эффективного инвестирования финансовых ресурсов, операции с ценными бумагами и другие вопросы финансового менеджмента становятся основными для финансовых служб предприятий в условиях рыночной экономики. Суть финансового менеджмента заключается в такой организации управления финансами со стороны соответствующих служб, которая позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке, покупая и перепродавая ценные бумаги. Достижение успеха в области финансового менеджмента во многом зависит от такого поведения работников финансовых служб, при котором главными становятся инициатива, поиск нетрадиционных решений, масштабность операций и оправданный риск, деловая хватка.

Мобилизуя денежные средства других собственников на покрытие затрат своего предприятия, работники финансовой службы прежде всего должны иметь ясное представление о целях инвестирования ресурсов и уже в соответствии с ними давать рекомендации о формах привлечения средств. Для покрытия краткосрочной и среднесрочной потребности в средствах целесообразно использовать ссуды кредитных учреждений. При осуществлении крупных капитальных вложений в реконструкцию и расширение предприятия можно воспользоваться выпуском ценных бумаг. Однако подобная рекомендация может быть дана лишь в том случае, если финансисты основательно изучили финансовый рынок, проанализировали спрос на разные виды ценных бумаг, учли возможное изменение конъюнктуры и, взвесив все это, тем не менее, уверены в сравнительно быстрой и выгодной реализации ценных бумаг своего предприятия.

Планирование величины текущих потребностей финансов учитывает следующее:

  • - реальную величину потребностей предприятия в прошедшем периоде;
  • - изменение потребностей в предстоящем периоде, исходя из конъюнктуры рынка и задач предприятия;
  • - риск увеличения или уменьшения потребностей в финансовых ресурсах в предстоящем периоде.

Финансовые отношения, возникающие в процессе образования и использования финансовых ресурсов предприятия, формируются в процессе кругооборота его средств, что опосредуется денежными потоками по различным видам его деятельности.

  • 1. Текущая деятельность. Движение денежных средств, связанных с получением выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и запасов производственно-материальных ресурсов, получением авансов, арендной платы, уплатой по счетам поставщиков, выплатой заработной платы, расчетами с бюджетом и фондами социального назначения, получением и возвратом краткосрочных кредитов и займов на цели, связанные с текущей деятельностью, уплатой процентов по указанным кредитам и займам, оплатой и получением неустоек, залогов.
  • 2. Инвестиционная деятельность. Движение денежных средств, связанных с капитальными вложениями в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов и их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера.
  • 3. Финансовая деятельность. Движение денежных средств, связанных с формированием и использованием уставного капитала, добавочного капитала, распределением и использованием прибыли, долгосрочными и краткосрочными финансовыми вложениями, продажей корпоративных ценных бумаг, получением долгосрочных и краткосрочных кредитов, займов, погашением дебиторской и кредиторской задолженности нетрадиционными способами (перемены лиц в обязательстве, новация, отступное), получение и использование целевого финансирования и поступлений, а также расчеты по операциям, связанным с договорами доверительного управления имуществом, простого товарищества (совместной деятельности).

Таким образом, вся совокупность финансовых отношений предприятий, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов, может быть условно представлена в виде трех денежных потоков, и иметь четкие стоимостные характеристики. Денежные потоки влияют на всю структуру бухгалтерского баланса предприятия, его активы и пассивы, и его финансовую устойчивость.

«Отток» части денежного потока предприятия в форме платежей в бюджеты и внебюджетные фонды, означают безэквивалентное изъятие этих средств из его индивидуального кругооборота. Эти средства проходят фазу перераспределения и принимают форму уже не денежного, а финансового потока.

Финансовый поток - это перераспределенная часть денежных потоков (первичных доходов предприятий), аккумулированных в бюджете или во внебюджетных (централизованных) фондах, т.е. в сфере государственных финансов. Синоним понятия «финансовый поток» - «финансовые средства». Это часть денежных потоков, прошедших процесс аккумуляции в различных централизованных фондах государства (в бюджетной системе и во внебюджетных фондах), направляемых на целевое финансирование. (3, стр.14 - 17)

Часть выручки от реализации продукции должна быть направлена на возмещение материальных затрат и оплату труда. Но уже за счет полученной выручки у предприятия аккумулируются денежные средства (фонды) в виде амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам. Они предназначены для приобретения нового необходимого имущества, но до его приобретения они находятся в обороте предприятия.

За счет полученной выручки от реализации продукции образуются денежные резервы предстоящих расходов и платежей, состав которого регламентируется соответствующим нормативным документом в области бухгалтерского учета и учетной политики государства. Может образовываться и ремонтный фонд, предназначенный для равномерного распределения затрат на особо сложные виды ремонта основных производственных фондов в себестоимости продукции.

Процесс распределения сопровождается процессом перераспределения. При выплате заработной платы происходит удержание подоходного налога и отчислений в пенсионный фонд, перечисляются денежные средства во внебюджетные фонды.

В общую величину оплаченной выручки предприятия входит доход в форме прибыли. Общая величина прибыли не сразу участвует в денежном обороте, так как определенная ее часть перераспределяется в форме налоговых платежей в бюджетную систему. В результате в обороте предприятия остается нераспределенная прибыль (прошлых лет и отчетного года), представляющая собой сумму чистой прибыли, т.е. разницу между конечным финансовым результатом (валовой прибылью) и суммой прибыли, направленной на уплату налогов и других платежей в бюджет.

Затем чистая прибыль может распределяться в фонд накопления, который служит источником финансирования капитальных вложений, и фонд потребления, предназначенный для удовлетворения различных социальных потребностей и материальных поощрений. Оба эти фонда формируются в соответствии с учредительными документами, решениями общего собрания акционеров или учетной политики предприятия.

За счет чистой прибыли может быть образован и резервный фонд. Он образуется в соответствии с действующим законодательством, учредительными документами или учетной политикой предприятия.

В процессе перераспределения формируется ряд денежных источников, имеющих характер фондов:

  • - уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд) - образуется при создании предприятия за счет взносов учредителей (участников) или за счет имущества, закрепленного собственником за предприятием. Порядок его формирования (минимальная величина, сроки взносов, дополнительное привлечение средств) регламентируется законодательством. Уставный капитал предназначен для авансирования средств во внеоборотные и оборотные активы.
  • - целевое финансирование и поступление из бюджета - в случаях, предусмотренных соответствующими законами.
  • - целевое финансирование и поступления из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов и от других предприятий и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.

В кругообороте средств предприятия могут участвовать денежные источники средств в виде эмиссионного дохода, безвозмездных поступлений, составляющих денежную часть добавочного капитала, и резервов предстоящих расходов и платежей.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности в индивидуальный кругооборот средств предприятия вовлекаются и другие денежные источники (привлеченный капитал) в форме долгосрочных и краткосрочных кредитов и прочих займов, и в форме кредиторской задолженности. (3, стр.18 - 19)

Финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. С точки зрения финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства, предприятий и домашних хозяйств. В то же время между ними есть различия, обусловленные, с одной стороны, общегосударственными интересами, а с другой - аспектами предпринимательской деятельности предприятий и личными интересами граждан.

Считается, что функции финансов - это как механизм, с помощью которого государство может воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов. В этом случае сущность финансов проявляется в следующих функциях:

1. Распределительной, меняющей структуру национального дохода общества;

2. Регулирующей, меняющей мотивацию хозяйствующих субъектов в целях достижения целей общества на том или ином этапе его развития.

3. Контролирующей, оценивающей и сопоставляющей эффективность использования перераспределенных денежных средств в целях изменения параметров такого перераспределения.

Рассмотрим поподробнее распределительную функцию. В учебно-методическом пособии "Финансы" созданном авторами Авдеева В.И., Крутиков В.К., Костина О.И., Губернаторова Н.Н. написано, что: Распределительная функция должна проявлять свое действие во всех сферах общественной жизни. С её помощью возможно осуществить распределение новой стоимости на микроуровне и перераспределение этой стоимости на макроуровне. Эта функция финансов позволяет:

образование денежных фондов на уровне коммерческих и некоммерческих организаций и домашнего хозяйства, а также государства;

создание фондов целевого назначения, которые имеют важнейшее значение в экономической и социальной жизни населения;

осуществление межотраслевого и межтерриториального перераспределения, в том числе между отраслями, сферами и социальными группами;

формирование необходимых резервов на уровне организаций и государства.

Объекты распределения: стоимость ВВП и национальный доход.

Субъекты распределения: государство, юридические и физические лица.

Распределение ВВП и НД с помощью финансов осуществляется в два этапа. Схема распределения ВВП и НД в РФ представлена в Приложении 1 (рис.1.)

Первый этап. Первичное распределение национального дохода (создание основных (первичных) доходов. Доходы бывают: заработная плата каких-либо рабочих, служащих; доходы предприятий сфер материального производства. Сумма групп первичных доходов равна национальному доходу.

Второй этап. Вторичное распределение (перераспределение) национального дохода. Оно нужно для осуществления:

межотраслевого перераспределения основных доходов в интересах рационального использования доходов и накоплений предприятий;

наличия непроизводственной среды, без которой производство не может эффективно функционировать;

обеспечения социального развития;

перераспределения доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные доходы. К ним относятся: налоги, платежи и сборы (кроме косвенных налогов) взносы в страховые фонды, общественные организации, а также доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы.

Распределение и перераспределение в РФ происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, а также поддержки наименее обеспеченных слоев населения - пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т.д.

Но есть и другие рассуждения по поводу участия финансов в распределении и перераспределении стоимости ВВП, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства. Данное участие показано в Приложении 2 (рис.1).

Первый этап. Стоимость ВВП без учета промежуточного потребления распадается на первичные доходы и амортизацию.

Второй этап. Денежные доходы экономических субъектов также формируют поступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью (от внешней торговли и внешних заимствований, дивиденды по ценным бумагам от иностранных эмитентов, пенсии и другие поступления).

Третий этап. Процесс перераспределения затрагивает движение средств между экономическими субъектами. Перераспределение происходит: во-первых, через бюджетную систему - поступление в бюджет прямых налогов с прибыли организаций, доходов физических лиц; государственные и муниципальные заимствования; денежные перечисления организациям, домохозяйствам в порядке расходования бюджетных средств (ассигнования, субсидии, субвенции, пенсии и т.п.);

во-вторых, через финансовый рынок - привлечение средств путем выпуска ценных бумаг, размещения долей и паев, кредитных договоров и займов одними экономическими субъектами и одновременное размещение временно свободных денежных средств в соответствующие активы другими субъектами; поступление дивидендов, процентов; страховые взносы и страховые возмещения (выплаты).

Четвертый этап. Также в процессе распределения и перераспределения участвует и часть национального богатства.

Пятый этап. В целях потребления экономические субъекты не только используют сформированные доходы и накопления, но и направляют их для дальнейшего накопления (инвестиции и сбережения).

Из этого сделан вывод, что участие финансов в распределении и перераспределении вновь созданной стоимости и частично стоимости прошлых лет - весьма сложный процесс, который характеризуется большой мобильностью создаваемых и расходуемых денежных доходов.

Последние материалы раздела:

Порядок проведения инвентаризации ТМЦ (товарно-материальных ценностей)
Порядок проведения инвентаризации ТМЦ (товарно-материальных ценностей)

Инвентаризация: пошаговая инструкцияПорядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации и оформления ее результатов определены в...

Как рассчитать взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний
Как рассчитать взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

Классы профессионального риска и страховые тарифы - это связанные понятия: чем выше риск, тем ощутимее для бюджета предприятия страховые взносы на...

Или два прогноза будущего
Или два прогноза будущего

Рассматривая астрологическую карту президента Беларуси на 2017 год, астролог Светлана Драган обратила внимание на неординарные свойства его...