Значение ростоу уолт уитмен в большой советской энциклопедии, бсэ. Ростоу, уолт уитмен - биография Теоретические основы развивающего мира

; доктор философии (1940). Преподавал в Колумбийском , Оксфордском, Кембриджском и Техасском университетах, . Кавалер ордена Британской империи (1945). Награжден Президентской медалью свободы (1969).

Научная деятельность

Наиболее известные теоретические концепции были разработаны У. Ростоу в конце 1950-х – начале 1960-х еще до его ухода в политику. Развивая идеи, впервые выдвинутые в 1940-х П.Дракером, Дж.К.Гэлбрейтом и Р. Ароном, У Ростоу стал одним из разработчиков теории постиндустриального общества. Если его предшественники обращали основное внимание на перерастание индустриального общества в постиндустриальное, то Ростоу изучал прежде всего формирование индустриального общества. Теорию стадий развития экономики он изложил в своей самой знаменитой книге, которая так и называлась – Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест (1960).

Политическая деятельность

В 1961 году Ростоу на время отошел от преподавательской деятельности и целиком погрузился в политику. Когда Джон Кеннеди стал президентом, он назначил У.Ростоу на пост специального советника. Одна из центральных внешнеполитических идей нового правительства – идея подтягивания отсталых стран до уровня развитых – была инициирована именно У.Ростоу. Согласно его воззрениям, развитые страны должны помогать отстающим, ускоряя их прохождение стадий экономического роста.

Стремление силой навязывать прогресс в сочетании с антикоммунизмом сыграли, однако, роль в разжигании печально знаменитой Вьетнамской войны . Ростоу считал, что пока Вьетнам не достиг высокого уровня развития и не обрел иммунитета против «коммунистической угрозы», Америка должна всеми силами препятствовать распространению там (как и в других странах) коммунистических идей. Эта идея привела Ростоу к требованию решать вьетнамский конфликт чисто силовыми методами. Эту жесткую позицию он отстаивал и при следующем президенте, Л.Джонсоне , занимая вначале должность члена Межамериканского Комитета по взаимодействию ради прогресса, а затем пост советника по вопросам национальной безопасности.

Общественная деятельность

С приходом президента Р.Никсона в 1969 Ростоу, с его репутацией военного «ястреба», вынужден был уйти с государственной службы. Пытаясь возобновить преподавательскую деятельность, он столкнулся, однако, с большими трудностями. Американская научная интеллигенция, тяготеющая к либеральным и пацифистским идеям, считала Ростоу ответственным за вьетнамскую трагедию. Единственное место, где ему удалось найти работу – это Школа общественных связей при Техасском университете в Остине, созданная Л.Джонсоном. В этом довольно второстепенном заведении Ростоу стал профессором политической экономии. Он активно занимался преподавательской и научной деятельностью, и вплоть до самого конца жизни не испытывал никаких сожалений по поводу своей позиции во вьетнамской войне. В последнее десятилетие своей жизни Ростоу возглавлял созданную при его деятельном участии общественную организацию, которая занималась программами, обеспечивающими наблюдение за беременными женщинами и оказание помощи детям.

Научные идеи

Ростоу написал более 30 книг по самым разным направлениям обществоведения – экономической истории, экономической теории, политологии, советологии и т.д. Основной его научный вклад связан с тремя концепциями – теорией «стадий экономического роста», концепцией фаз перехода к демократии и ценовой теорией длинных волн конъюнктуры.

Сама идея выделения стадий, которые последовательно должно проходить общество по мере своего развития, открыта не Ростоу. Ее корни лежат в концепциях первых социологов (О.Конт, Г.Спенсер), на основе которых К.Маркс создал свою теорию формационного развития. Вместо предложенного Марксом принципа выделения фаз развития по способам производства, Ростоу предложил учитывать другие экономические критерии – технологические инновации, скорость экономического роста, изменения в структуре производства и т.д.

У. Ростоу выделяет пять стадий развития общества, две из которых являются промежуточными, обеспечивающими переход к новой фазе развития.

  • Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно0классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
  • Переходное общество. На этом этапе создаются предпосылки для перехода в новую фазу развития: зарождается предпринимательство, складываются централизованные государства, растет национальное самосознание.
  • Стадия «сдвига» с промышленными революциями и следующими за ними крупными социально-экономическими и политическими преобразованиями.
  • Стадия «зрелости», связанная с развитием научно-технической революцией, ростом городов.
  • Эра «высокого массового потребления». Ее важнейшая черта – значительный рост сферы услуг, превращение производство товаров потребления в основной сектор экономики.

В характеристике современного постиндустриального общества отечественные и зарубежные авторы выделяют такие его черты, как резкое возрастание «искусственных интеллектуальных отраслей» - микроэлектроники, биотехнологий, телекоммуникаций; усиливающаяся глобализация хозяйства. Отмечаются новые проблемы, вызванные, прежде всего неблагоприятной демографической ситуацией в большинстве стран запада. При всей важности технического прогресса, достижений экономики в постиндустриальном обществе, главное, что, по мнению ведущих исследователей, определяет сегодня характер его развития, - это духовный потенциал человека, его знания, способности, ценности, приоритеты. Именно это становится центральным ресурсом 21века.

В своей более поздней работе Политика и стадии роста (1971) он добавил к ранее выделенным пяти стадиям шестую – стадию «поиска качества жизни», когда на первый план выдвигается духовное развитие человека.

Ростоу полагал, что ни одна страна не может перескочить через какую бы то ни было стадию или пройти их в другом прядке. Хотя путь развития един для всех стран мира, но прохождение стадий носит более или менее индивидуальный характер – в разных странах темпы прохождения стадий могли сильно различаться. Отставшие в развитии страны заимствуют опыт передовых и имеют шансы догонять или даже перегонять их. Например, хотя в США «взлет» промышленности произошел примерно на полвека позже, чем в Великобритании, но к фазе «высокого массового потребления» Америка подошла на несколько десятилетий раньше Соединенного Королевства.

Марксисты критиковали теорию Ростоу за технологический детерминизм, но и историки-экономисты встретили концепцию стадий экономического роста довольно скептически, считая ее слишком умозрительной. Когда в 1960–1970-е начала развиваться клиометрика, то оказалось, что фаза «взлета», как ее описывал У.Ростоу, в экономической истории развитых стран не обнаруживается. Промышленная революция на самом деле была не внезапным и быстрым подъемом, а более плавным и длительным процессом. Едва ли не единственная страна, где индустриализация проходила именно по сценарию Ростоу, – это СССР сталинского периода. Таким образом, теория стадий экономического роста сыграла важную роль в стимулировании анализа промышленной революции, но в целом оказалась отвергнутой.

Не так широко как теория стадий экономического роста, известны политологические концепции Ростоу, посвященные формированию современного демократического строя.

В своих работах Ростоу выделил четыре фазы демократизации:

  • первая фаза связана с достижением национального единства как основной предпосылки для перехода – как правило, это стихийный, никем не управляемый процесс;
  • на второй фазе подготовка к смене старого режима уже приобретает более или менее организованный характер: в ходе непрекращающейся политической борьбы контрэлита последовательно выступает против правящего режима, оппозиционные выступления постепенно подводят к необходимости институционализировать некоторые демократические процедуры;
  • третья фаза – это фаза решительных реформаторских решений (создания, например, систем всеобщего избирательного права и пропорционального представительства);
  • и только когда все демократические новшества становятся повседневностью и органично вплетаются в существующие реалии, можно утверждать о наступлении последней, четвертой фазы – фазы привыкания.

Среди экономистов, занимающихся теорией открытых Н. Д. Кондратьевым длинных волн конъюнктуры, Ростоу известен как один из представителей ценового подхода к объяснению причин этих долгосрочных колебаний. В книге Почему бедные становятся богаче, а богатство растет медленнее (1980) он предложил рассматривать подъемы и спады уровня цен как исходный фактор, который влияет на усиление и ослабление инновационной деятельности и, в конечном счете, на чередование фаз роста и подъема в экономике в целом.

В нашей стране долгое время идеи Ростоу подвергались жесткой критике. Уже то, что Ростоу снабдил свою самую известную книгу вызывающим подзаголовком «Некоммунистический манифест», не говоря о его политической деятельности как ярого антикоммуниста, не могло не могло не сделать его излюбленной мишенью для критики со стороны советских исследователей. Только в постсоветской России идеи Ростоу начинают воспринимать как часть общего развития мировой науки и перестают оценивать через призму идеологии.

Публикации

The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto. 1960 (Ростоу В.В. Стадии экономического роста. Нью-Йорк,1981); Politics and the Stages of Growth. 1971; The World Economy: History and Prospect. 1978; Concept and Controversy: Sixty Years of Taking Ideas to Market, 2003.

Основные произведения

  • «Процесс экономического роста» (The Process of Economic Growth, 1952);
  • «Теоретики экономического роста от Дэвида Юма до наших дней» (Theorists of Economic Growth from David Hume to the Present, 1990).

Ссылки

Библиография У. Ростоу на английском языке


Wikimedia Foundation . 2010 .

РО́СТОУ Уолт Уитмен (Walt Whitman Rostow ; 1916, Нью-Йорк, - 2003, Остин), американский экономист, историк, политический деятель. Родился в ассимилированной еврейской семье эмигрантов из России. Благодаря частной стипендии сумел к 20 годам получить степень бакалавра в Йельском университете, а еще через четыре года защитить докторскую диссертацию. Проработав год преподавателем Колумбийского университета, Ростоу поступил на военную службу и был направлен в Управление стратегических служб (впоследствии ЦРУ). В 1943–45 гг. служил представителем Управления в штабе противовоздушной обороны Великобритании (Лондон), закончил войну в чине майора.

В 1945–46 гг. был заместителем руководителя отдела Австрии и Германии в Госдепартаменте США, 1946–47 гг. - профессор экономической истории Оксфордского университета (Великобритания), 1947–49 гг. - заместитель исполнительного секретаря Экономической комиссии ООН для Европы, 1949–50 гг. - профессор экономической истории Массачусетского технологического института, одновременно состоял сотрудником Центра международных исследований при Госдепартаменте; 1961 г. - специальный помощник президента Дж. Кеннеди по вопросам национальной безопасности, 1961–66 гг. - председатель Совета по планированию политики при Госдепартаменте, в 1964–69 гг. - посол США в Панамериканском союзе, 1966–69 гг. - специальный помощник президента Л. Джонсона.

Работая в администрации трех президентов США (Д. Эйзенхауэра, Дж. Кеннеди и Л. Джонсона), Ростоу отстаивал твердую позицию своей страны в периоды острых международных конфликтов (начало вмешательства США во вьетнамский конфликт, Карибский кризис 1962 г., конфликт на Ближнем Востоке). В период Шестидневной войны в кругах администрации президента был сторонником твердой произраильской позиции. После пересмотра политики США во Вьетнаме и ожесточенной полемики с бывшим министром обороны Дж. Макнамарой оставил политическая деятельность и полностью перешел на научную работу. В последние годы жизни - профессор экономической истории Техасского университета (Остин, штат Техас). Ростоу - автор более 30 монографий, сотни статей и других публикаций. Круг его научных интересов включает процессы экономического роста, экономику стран бывшего коммунистического блока (СССР, Китая, Кубы), экономическую историю США и Великобритании, экономические аспекты войны и мира, мировые и региональные экономические отношения, проблемы экономического неравенства.

В возрасте 82 лет в работе «Великий демографический подъем» (1998) впервые в своей научной деятельности затронул проблему прогнозирования демографических процессов и их влияния на экономическое развитие государств. По мнению Ростоу, в 21 в. наступит постепенное прекращение роста мирового населения (за исключением региона Африки к югу от Сахары), что существенно скажется на многих аспектах мирового экономического и социального развития. Работа вызвала большой интерес в научных кругах, в которых высоко ценили прогностический талант Ростоу (еще в 1953 г. он убедительно прогнозировал сокращение национального продукта СССР и коммунистического блока, начавшееся десятилетие спустя).

Особую известность приобрела работа Ростоу «Стадии экономического роста: некоммунистический манифест» (1953). В этой работе Ростоу применил обобщенный подход к вопросу развития мирового сообщества и отдельных государств, рассматривая развитие как синтез динамики национального характера (по Ростоу - «национального стиля»), динамики национальных интересов и процессов экономического развития.

Ростоу - член многих научных обществ, кавалер Президентской медали Свободы, Ордена почета Британской империи, ордена Почетного легиона (Франция).

Новейший философский словарь Грицанов Александр Алексеевич

РОСТОУ (Rostow) Уолт Уитмен (р. 1916)

РОСТОУ (Rostow) Уолт Уитмен (р. 1916)

Американский социолог, экономист, государственный деятель. Профессор Массачусетского технологического института и университета штата Техас (с 1969). Один из авторов концепции "индустриального общества". Автор концепции "стадий экономического роста". Основные сочинения: "Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест" (1960), "Процесс экономического роста" (второе издание - 1962), "Взгляд с седьмого этажа" (1964), "Динамика советского общества" (1967), "Соединенные Штаты на мировой арене. Эссе по современной истории" (1969), "Политика и стадии роста" (1971) и др. Р. предложил выделить пять типов общества в соответствии с разнокачественными стадиями его эволюции. По Р., это - "традиционное общество" (аграрное, иерархизиро-ванное, с концентрацией власти у землевладельцев, примитивной техникой и наукой); "переходное общество" (характеризующееся интенсификацией сельскохозяйственного производства, складыванием централизованных государств на основе "национализма", появлением нового класса "предприимчивых людей"); общество "стадии сдвига" (эпохи промышленной революции); общество "стадии зрелости" (индустриальное общество со значимым (до 20%) компонентом капиталовложений в структуре национального дохода, широким распространением достижений науки и техники, превращением горожан в преобладающий сектор населения, ростом труда высокой квалификации в общей структуре занятости); общество "эры высокого массового потребления" (доминирование сфер услуг и производства товаров массового потребления с сопряженными трансформациями "качества жизни" людей). Концепция Р., являвшая собой один из модернистских социологических вариантов опровержения гипотезы об общественно-экономических формациях, в первую очередь обращала на себя внимание акцентированным преодолением европоцентризма, присущего соответствующей доктрине Маркса.

А.А. Грицанов

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора Душенко Константин Васильевич

Уолт ДИСНЕЙ (1901–1966) американский кинорежиссер-мультипликатор Если вы можете это вообразить, вы можете это и сделать. * * * Не забывайте, что всему нашему делу положила начало мышь. * * * Я люблю Микки Мауса больше, чем любую женщину, которую я когда-либо знал. * * *ВЗГЛЯД СО

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УИ) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Уолт Уитмен (1819-1892 гг.) поэт Всеобщий закон – закон законов – это закон преемственности, ибо что такое в конечном счете настоящее, как не росток прошлого?Когда человек протягивает руку, чтобы помочь другому, он прикасается к лику Божества.Мужчина велик на земле и в

Из книги 100 великих режиссёров автора Мусский Игорь Анатольевич

УОЛТ ДИСНЕЙ (1901–1966) Американский режиссёр-мультипликатор. Фильмы: «Белоснежка и семь гномов» (1938), «Пиноккио» (1940), «Бемби» (1942), «Золушка» (1950), «Леди и Бродяга» (1955), «Спящая красавица» (1959), «Мери Поппинс» (1964) и

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

УИТМЕН Уолт Уитмен (1819–1892) – американский поэт, эссеист, журналист и гуманист; сын фермера.* * * Великий город тот, где живут самые великие мужчины и женщины, – если даже в нем всего несколько убогих хижин, он все равно величайший город во всем мире. Сотворите великих

Из книги 100 великих кумиров XX века автора Мусский Игорь Анатольевич

Уолт Дисней В США всегда имелось много разных королей - стали, нефти, угля, бокса, смеха, джаза… Уолта Диснея называли королём мультипликации, что означало признание его недосягаемого превосходства. Один из самых выдающихся кинорежиссёров Голливуда более сорока лет

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 14 автора Висковатов Александр Васильевич

Из книги Режиссерская энциклопедия. Кино США автора Карцева Елена Николаевна

Из книги автора

УИТМЕН, Уолт (Whitman, Walt, 1819–1892), американский поэт 47 Молодые красивы, но старые гораздо красивее. «Красивые женщины» (1860); пер. К. Чуковского? Уитмен, с. 244 48 Листья травы. // Leaves of Grass. Загл. сб. стихотворений и поэм (1855) 49 О Капитан, мой Капитан! Назв. и первые слова стихотворения,

Введение

Развивающиеся страны - страны со слабо развитой экономикой, невысоким экономическим потенциалом, отсталой техникой и технологией, непрогрессивной структурой промышленности и экономики в целом, пытающиеся преодолеть барьер отсталости и выйти на уровень развитых стран.

Актуальность исследования заключается в том, чтобы посмотреть как развивается экономика страны, согласно теории У.Ростоу

В исследовательской работе была поставлена следующая цель:

Изучить развитие страны по теории У.Ростоу

Задачи исследования:

  • - знакомство с работами основного автора У.Ростоу;
  • - рассмотрение сущности порочного круга бедноты;
  • - оценить и охарактеризовать экономику развивающихся стран;
  • - проанализировать возможные пути, решения проблем развивающихся стран.

Для решения поставленных задач были применены дидактические методы исследования в работе

Для проведения исследовательской работы использовались труды следующих авторов У.Ростоу, которые помогли раскрыть суть теории самоподдерживающего роста.

Теоретические основы развивающего мира

Биография и список работ Уолт Уитман Ростоу

Уолт Уитман Ростоу (1916-2003) - американский и политический мыслитель. Уолт Уитман Ростоу родился в Нью-Йорке у российской еврейской семьи иммигрантов. Его родители Виктор и Лилиан Ростоу, были активными социалистами и назвали Уолта. Его брат Юджин, названный по имени Юджина В.Дебса, стал ученым юристом и его братом Ральфом, после Ральфа Уолда Эмерсена, менеджера универмага.

Ростоу вошел в Йельский университет в 15 лет в полную стипендию, дипломированную в 19, и закончил его доктора философии там в 1940. Он также выиграл стипендию Родса, чтобы учиться в колледже Оксворда, где он получил степень B.Litt. В 1936 он помог диктору Алистеру Куку, радиосети NBC. После завершения его образования он начал обучающую экономику в Колумбийском университете.

Во время Второй Мировой войны Ростоу служил в офисе стратегических служб при У.Д. Донофане. Среди других задач он участвовал в отборе целей американской бомбардировки. Николас Каценбах позже шутил бы, «Я наконец понимаю различие между Уолтом, и меня [...] я был навигатором, который был подстрелен и провел два года в немецком лагере для военнопленных, и Уолт был парнем, выбирающим мои цели». В 1945 немедленно после войны, У. Ростоу стал помощником руководителя немецко-австрийского Экономического Подразделения в Госдепартаменте США в Вашингтоне. С 1946 до 1947 он возвратился в Оксфорд. В 1947 он стал помощником управляющего делами экономической комиссии Европы, был вовлечен в развитие плана Маршала.

Ростоу провел год в Кембрижском университете. Он был преподавателем экономической истории в Массачусетском технологическом институте с 1950 до 1961 и сотрудником Центра международных исследований в MIT с 1951 до 1961.

Перечень основных работ У.Ростоу:

  • - Инвестиции и Великая Депрессия, 1938;
  • - Эссе по британской экономике девятнадцатого века, 1948;
  • - Условия торговли в теории и практике, 1950;
  • - Исторический анализ условий торговли, 1951;
  • - Процесс экономического роста, 1952;
  • - Динамика советского Общества (с другими) 1953;

Ростоу написал более 30 книг по самым разным направлениям обществоведения -- экономической истории, экономической теории, политологии, советологии и т. д. Основной его научный вклад связан с тремя концепциями -- теорией «стадий экономического роста», концепцией фаз перехода к демократии и ценовой теорией длинных волн конъюнктуры. Сама идея выделения стадий, которые последовательно должно проходить общество по мере своего развития, открыта не Ростоу. Её корни лежат в концепциях первых социологов (О. Конт, Г. Спенсер), на основе которых К. Маркс создал свою теорию формационного развития. Вместо предложенного Марксом принципа выделения фаз развития по способам производства, Ростоу предложил учитывать другие экономические критерии -- технологические инновации, скорость экономического роста, изменения в структуре производства и т. д.

В научных работах У.У. Ростоу подробно описаны пять стадий роста экономики страны. Его мысль была раскрыта в его работах подробно. Пять стадий роста экономики страны были и признаны и опровергнуты другими экономическими и политическими мыслителями всего мира.

Философия истории Ростоу писалась как открытый противовес учению Маркса о грядущем приходе всемирного коммунистического общества. Ростоу, признав наличие объективной закономерности в истории, предложил рассматривать её как историю «стадий экономического роста», когда она от традиционного состояния (всеобщей нищеты, полуголодного существования) через ряд промежуточных ступеней поднимается к «стадии массового потребления». К этой стадии, согласно Ростоу, пока подошли лишь Англия и США. Ростоу абсолютизировал роль производительных сил в жизни общества, возведение потребления в основную ценностную ориентацию истории является спорным. Но эту теорию нужно воспринимать конкретно-исторически: она создавалась в тот период, когда шла острейшая борьба за влияние на социальное сознание народов «третьего мира», а лидер коммунистического лагеря грозился экономически «похоронить капитализм», к чему более столетия назад призывал «пролетариев всего мира» «Коммунистический манифест» Маркса и Энгельса.

Ростоу предложил выделить в истории общества пять этапов, характеризующихся различным уровнем технологического развития: (1) "традиционное общество" - аграрное общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой, властью, сосредоточенной в руках земельных собственников, "доньютоновским" уровнем науки и техники; (2) "переходное общество" - период создания предпосылок "сдвига" (увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, рост производительности сельского хозяйства, появление "новых типов предприимчивых людей", выступающих как движущая сила общества, рост "национализма", стремящегося обеспечить экономический фундамент национальной безопасности, возникновение централизованного государства); (3) стадия "сдвига" (take-off) - период "промышленной революции", ведущей к повышению доли накопления капитала, быстрому росту основных отраслей промышленности, радикальному изменению методов производства (на этой стадии, по Ростоу , Англия находилась в конце 18 в., Франция и США - в середине 19 в., Германия - во второй половине 19 в., Россия-в 1890-1914 гг., Индия и Китай - с начала 50-х гг. 20 в.); (4) стадия "зрелости" - индустриальное общество, характеризующееся бурным развитием промышленности, возникновением новых отраслей производства, повышением уровня капиталовложений до 20% национального дохода, широким внедрением достижений науки и техники, ростом городского населения до 60-90%, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости (по Ростоу , для достижения стадии зрелости необходим переходный период в 50-60 лет); (5) эра "высокого массового потребления" - основными проблемами общества становятся проблемы потребления, а не производства, основными отраслями промышленности - сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиционные отрасли. Концепция стадий экономического роста, рассматриваемая Р. как альтернатива марксизму, должна была, по его замыслу, вытеснить исторический материализм из совр. социологии. Взгляды Ростоу в дальнейшем послужили одним из источников теорий постиндустриального общества.


4. Философско-историческая концепция К.Ясперса. Критика рационалистического истолкования истории К.Маркса. Человек и история. Типы коммуникаций и смысл истории. Понятие "осевого времени". Становление истории человечества как мировой истории.

Основная тема философии истории К. Ясперса (1883-1969) - тема единства мировой истории. Ясперс скептически относится к популярной в 20-30-е г. XX в. теории культурных циклов, развивавшейся Шпенглером и позднее Тойнби, и подчеркивает, что человечество имеет единые истоки и единый путь развития, несмотря на все различия в жизни отдельных народов и культур.

Всю историю человечества Ясперс делит на три последовательно сменяющие друг друга фазы: доистория, история и мировая история.

Особую роль в фазе истории играет период, называемый Ясперсом осевым временем. В этот период между 800 и 200 гг. до н.э. произошел самый резкий поворот в истории, появился человек такого типа, какой существует по сей день, и сформировалась как бы ось мировой истории.

Ясперс подчеркивает, что ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. "Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным... что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости".

В осевое время произошло много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда, в философии были рассмотрены все возможности философского осмысления действительности, вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма.

В осевое время почти одновременно и независимо друг от друга образовались несколько духовных центров, внутренне родственных друг другу. Важнейшей характеристикой этого времени является прорыв мифологического миросозерцания, переход от мифа к логосу.

Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода человеческой истории: прометеевскую эпоху (возникновение речи, орудий труда, умение пользоваться огнем), эпоху великих культур древности, эпоху духовной основы человеческого бытия (начинающуюся с осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру) и эпоху развития техники.


5. Философия истории Ф.Ницше. "О пользе и вреде истории для жизни". Историческое неисторическое и надисторическое познание. Идея "вечного возвращения", негативизм и пессимизм как метод исторического познания.

Гораздо более плодотворной в немецкой историософии оказалась школа психологизирующих философов жизни, наиболее яркими представителями которой стали Фридрих Ницше. В противовес позитивистам, они не видели в разуме и рациональности движущей силы и цели прогрессивного исторического развития, а страстно стремился превратить дух в иррациональную Духовность, чтобы духовные ценности сделать более личными, свободными и суверенными. Целью научного исследования при этом становится целостное обозрение всего исторического полотна в его великих линиях развития. Подобная целостность достигается путем освобождения от логических конструкций диалектики и позитивизма, превращаясь в интуитивную, понимающую психологию истории.

Ницше изменил саму атмосферу исторической науки, привели в движение фантазию, поменял масштаб оценки исторических событий. Рационализм и критицизм уступили место интуитивно и суверенно полагаемым ценностям. Благодаря этому историческая наука приобрела остроту, тонкость и свободу суждений.

Ф. Ницше вошел в историю с дерзкой идеей - "взглянуть на науку под углом зрения художника". Он говорил о себе как об "артисте со склонностью к исторической науке". Его художественной натуре был близок романтизм И.О. Гете и Р. Вагнера, что нашло глубокое отражение в философских произведениях (особенно раннего периода).

Важно подчеркнуть, что Ф. Ницше верил в развитие без Бога и против Бога. Страстный атеизм и антихристианство Ф. Ницше были усилены обостренным чувством собственного Я - чувством человека, боявшегося потерять в религии свое величие, индивидуальность и свободу. Так создается философия истории радикального атеизма, из которой следуют выводы о полном самообожествлении и освобождении человека руками эстетствующей аристократией духа.

Утопия сверхчеловека тесно связана с философией истории или, точнее, с психологической конструкцией философии истории. Дух здесь в ходе исторической эволюции воспаряет аристократически над массами для того, чтобы гордо и одиноко проявить себя в творческих личностях. Бок о бок со сверхчеловеком живут рядовые люди, которые несут в себе страшную возможность упадка и разложения, осуждены на стадное существование. Но они необходимы в истории: благодаря их неиссякаемой воли к жизни в процессе эволюции накапливаются положительные качества, что приводит к появлению все новых отдельных оригинальных блистательных личностей.

Для Ф. Ницше история человечества - это напрасный путь непрерывных ошибок и заблуждений. Поэтому он предложил миру радикальную переоценку ценностей в духе своей собственной системы ценностей, новое летосчисление, берущее начало от Заратустры, устами которого говорил сам Ф. Ницше.

Гениальные импровизации Ф. Ницше оказали значительное влияние не только на историческую науку, но и на всю атмосферу общественной мысли его времени: теоретики всех политических направлений, от консерватизма до фашизма, цитировали его произведения. В историософии блестящим учеником Ф. Ницше стал О.Шпенглер. В его "Закате Европы" мы прослеживаем тот же метод: величественное общее обозрение великих культур и принципиально дилетантская, произвольная трактовка исторических деталей, что подчеркивает суверенную независимость авторского мировоззрения.

Время в его бесконечном течении, в определенные периоды, должно с неизбежностью повторять одинаковое положение вещей. Идея вечного возвращения означала для него в этот момент возможность повторения всякого явления; через бесконечное, неограниченное, непредвидимое количество лет человек, во всем похожий на Ницше, сидя также, в тени скалы, найдет ту же мысль, которая будет являться ему бесчисленное количество раз. Это должно было исключить всякую надежду на небесную жизнь и какое-либо утешение.

Понятия «история» и «историческое» философ выражает через два своих ключевых понятия: воля к власти и вечное возвращение того же самого. Прилагая их к бытию, он отрицает целостность исторического процесса, настаивая на его дискретности и обособленности событий, каждое из них рассматривая лишь как ту или иную ступень восхождения воли к власти к себе самой. Откидывая теорию Дарвина, Ницше все равно остается верен эволюционизму в вопросе появления Сверхчеловека как сознающей себя породы, которая должна явиться скачком на ступень выше после человека, не имея промежуточных особей. Процесс истории, который мы сознаем, является процессом приближения становления (вечного возвращения того же самого) к бытию, постоянно ускользающему, а событие, которое пришло бы, если бы мир становления столкнулся с миром бытия философ называет «сверхвластвованием».

На этом основании можно сделать предположение, что возвращение не есть повторение того же самого, или во всяком случае у самого Ницше есть два подхода к возвращению.


6. Постпозитивизм. Карл. Поппер. "Нищета историцизма". Критика марксистского понимания исторического процесса. Концепция "третьего мира, разработка новых критериев научности".

Последние материалы раздела:

Порядок проведения инвентаризации ТМЦ (товарно-материальных ценностей)
Порядок проведения инвентаризации ТМЦ (товарно-материальных ценностей)

Инвентаризация: пошаговая инструкцияПорядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации и оформления ее результатов определены в...

Как рассчитать взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний
Как рассчитать взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

Классы профессионального риска и страховые тарифы - это связанные понятия: чем выше риск, тем ощутимее для бюджета предприятия страховые взносы на...

Или два прогноза будущего
Или два прогноза будущего

Рассматривая астрологическую карту президента Беларуси на 2017 год, астролог Светлана Драган обратила внимание на неординарные свойства его...