Фас расследует картельные сговоры в сфере осаго. Фас россии поддерживает идею вариативности полисов осаго в зависимости от лимита страховых выплат В ярославле к полису осаго вдогонку «грузят» страхование жизни

На официальном сайте ФАС России сообщается, что ведомство одобряет идею реформы ОСАГО. В частности, согласно с идеей вариативности полисов в зависимости от лимита страховых выплат. Отметим, что информация о такой новелле в сфере ОСАГО была распространена некоторыми СМИ в сентябре текущего года. Но пока она не нашла подтверждения в каком-либо проекте нормативно-правового акта, в частности, такие предложения не содержатся в Минфина России, общественное обсуждение которого завершилось 14 октября.

Наряду с этим, ФАС России подчеркнула, что введение новых коэффициентов страховых тарифов не поддерживает. К слову, Минфин России также не был намерен вводить дополнительные повышающие и понижающие коэффициенты, в частности, за опасное либо аккуратное вождение.

Кстати, еще раньше, в августе, Минфин России предлагал вовсе отменить коэффициенты мощности автомобиля в рамках ОСАГО (что также не отразилось на разработанном им законопроекте). Тогда же РСА о том, что выступает против такой инициативы, поскольку это приведет не только к снижению стоимости автостраховки для мощных автомобилей, но и к удорожанию страховки для маломощных авто. Сегодня же коэффициент мощности устроен таким образом, что для маломощных машин предусмотрена скидка, а для мощных – надбавка.

Вправе ли потерпевший, который получил страховую выплату на основании европротокола, предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда? Узнайте из материала "Страховая выплата по ОСАГО на основании европротокола" в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

В числе прочего ФАС России заявила о собственных предложениях по реформе ОСАГО, причем уточняется, что речь идет об изменении концепции страховки в целом. Служба предложила перейти от страхования ответственности владельца транспортного средства как владельца источника повышенной опасности к страхованию ответственности водителя как лица, непосредственно способного причинить вред при использовании транспортного средства. Предполагается, что такой подход будет предпочтителен для страхователей.

ФАС России предлагает установить максимальный предельный уровень страховых тарифов по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) для закрепления ценовой конкуренции на рынке. Сейчас страховщики конкурируют скрыто, нарушая постановление правительства.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предлагает установить максимальный предельный уровень страховых тарифов по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) для закрепления ценовой конкуренции на рынке, говорится в материалах ФАС, цитируемых РИА «Новости» .

Конкуренция в неконкурентном поле

По данным ведомства, страховщики ОСАГО ведут скрытую ценовую конкуренцию, предлагая клиентам подарки и скидки, тем самым нарушая страховое законодательство, а также закон о защите конкуренции.

Действующее регулирование рынка ОСАГО предполагает отсутствие ценовой конкуренции между страховщиками. Тарифы и структура их применения участниками рынка при определении страховой премии по договору устанавливаются согласно постановлению правительства.

Доля страховой премии, предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может быть менее чем 80% от страховой премии, а расходы на осуществление обязательного страхования не должны превышать 20%.

По данным ФАС, некоторые страховщики, их агенты, а также брокеры, действующие в интересах компаний, предлагают клиентам компенсацию части страхового платежа в размере всего от 5 до 25% стоимости полиса. Кроме того, в борьбе за заключение госконтракта на право заключения договора ОСАГО предприимчивые страховщики предлагают заказчикам тарифные ставки ниже предусмотренных конкурсной документацией, отмечают в ФАС.

Подобные факты, по мнению ведомства, свидетельствуют о том, что страховые организации имеют возможность снижать размеры страховых тарифов.

Расхождения с Минфином

ФАС России требует внесения изменения в федеральный закон (ФЗ) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в части установления максимальных предельных уровней страховых тарифов.

«С одной стороны, по усмотрению страховой компании может происходить снижение страховой премии при заключении договора ОСАГО за счет снижения размера нагрузки, то есть за счет снижения расходов на осуществление ОСАГО, без изменения при этом части страховой премии, направляемой на текущие выплаты», -- говорится в сообщении ведомства.

По мнению службы, при необходимости страховщики могут в такой ситуации увеличить часть премии, необходимой для выплаты компенсаций и формирования страховых резервов.

Министерство финансов России полагает, что установление максимального уровня тарифов позволит страховщикам снизить их, а также сократит уровень отчислений в резервы компенсационных выплат. Минфин России также считает, что ведение ценовой конкуренции на рынке ОСАГО является преждевременным.

ФАС настаивает, что данное изменение не приведет к увеличению и беспредельному снижению размера страховой премии, поскольку максимальная ставка будет соответствовать тарифу, рассчитанному в соответствии с требованиями постановления. А изменение нагрузки в структуре тарифной ставки позволит компаниям более гибко осуществлять деятельность по ОСАГО, что позволит повысить качество представления данной страховой услуги.

Претензии к союзу автостраховщиков

А на прошлой неделе антимонопольное ведомство сообщило о признании Российского союза автостраховщиков (РСА) нарушителем ч. 3 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» (запрет на координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов).

Неправомерные действия РСА выразились в координации экономической деятельности страховых организаций, которая приводит к установлению тарифов на услуги агентов по реализации полисов ОСАГО.

ФАС возбудила дело в связи с установлением РСА предельного уровня комиссионного вознаграждения агентам за реализацию полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в размере 10% от страховой премии, а также санкций за превышение такого уровня.

В ходе рассмотрения дела РСА мотивировал установление указанного тарифа тем, что «выплата агентского вознаграждения в большем размере означает, что агентское вознаграждение выплачивается за счет средств, предназначенных для осуществления страховых выплат». Однако ФАС сочла подобный довод несостоятельным.

С учетом того что продажа полисов ОСАГО осуществляется страховщиками через различные каналы, в том числе без посредничества агентов в офисах страховщика, страховщик имеет возможность перераспределять средства между такими каналами. Такое перераспределение средств может быть обусловлено, в частности, эффективностью работы посредника и не влияет на формирование страховщиками резервов для осуществления выплат потерпевшим.

Следовательно, размер агентского вознаграждения должен устанавливаться страховщиком самостоятельно по его усмотрению, а его ограничение на основании решения РСА снижает возможность страховщиков конкурировать за агентов, являющихся значимым каналом привлечения клиентов, полагают в ФАС.

(ФАС) России в целом поддержала разработанный Минфином проект поправок в закон об ОСАГО, сообщила ТАСС замглавы управления финансовых рынков ФАС Лилия Беляева . При этом страховщики выступают против предложенной Минфином конструкции "освобождения" тарифов.

ФАС, в частности, поддержала возможность введения трех категорий полисов ОСАГО, с учетом того, что страховщики не смогут навязывать автовладельцу определенную категорию, отметила Беляева. Напомним, что Минфин предлагал ввести полисы с лимитами 1 млн и 2 млн рублей (как по причинению вреда жизни и здоровью, так и по причинению вреда имуществу) в дополнение к существующему лимиту в ОСАГО в 400 тыс. рублей за вред автомобилю и в 500 тыс. рублей за вред жизни и здоровью. Кроме того, ФАС поддерживает предложенное Минфином расширение тарифного коридора по ОСАГО с учетом назначения транспортного средства (ТС) и целей использования (сейчас коридор базовой ставки тарифа ОСАГО устанавливается только для разных категорий ТС).

При этом ФАС усомнилась в возможности реализации ряда положений законопроекта, например, учитывать коэффициент "бонус-малус" (скидка за безаварийную езду и надбавка за совершенные аварии) для всех водителей, вписанных в страховку, а не только для собственника машины.

"ФАС России считает, что необходимо сохранить полномочия Банка России по контролю за правильностью расчета страховщиками страховой премии при заключении договоров ОСАГО", - подчеркнула Беляева.

Минфин разработал проект поправок в закон об ОСАГО, которые должны стать первым этапом по "освобождению" цен на ОСАГО от госрегулирования (сейчас тарифы устанавливает ЦБ РФ). Минфин предлагает дать страховщикам больше свободы в определении значения базовой ставки тарифа внутри установленного ЦБ коридора, а также дать страховщикам возможность самостоятельно устанавливать ряд "персональных" коэффициентов для каждого водителя, зависящих от его стиля вождения и числа штрафов за нарушение ПДД. Кроме того, ведомство предлагает вернуться к идее заключать договоры ОСАГО на несколько лет (сейчас максимум - год) и ввести три категории полисов с разными лимитами возмещения пострадавшему в ДТП.

Компания "Ингосстрах" считает "несвоевременными и в определенной степени губительными" большинство инициатив Минфина, изложенных в проекте поправок. Об этом говорится в заявлении компании, распространенном в среду.

Страховщик категорически против введения многолетних полисов, так как это серьезно повлияет на оценку страховых резервов и вызовет волну недовольства клиентов, так как корректировка тарифа по коэффициенту "бонус-малус" проводится ежегодно, отмечают в "Ингосстрахе".

Лимиты возмещения по жизни и здоровью могут составлять 2 млн рублей, как в других видах страхования, но только при полностью свободном тарифе, считают в "Ингосстрахе"

"В сложившейся ситуации внедрение этих мер приведет к окончательному краху системы ОСАГО", - говорится в заявлении. Чтобы этого не допустить, по мнению компании, нужно увеличить территориальные коэффициенты в убыточных регионах РФ, дать страховщикам возможность самим определять другие коэффициенты и затем провести полную либерализацию тарифов ОСАГО.

В Банке России ранее заявили ТАСС, что поддерживают идею либерализации тарифов ОСАГО, но предложенный Минфином подход считают не оптимальным. Регулятор готовит свои замечания к законопроекту.

Сейчас тариф ОСАГО для автомобилей физлиц установлен ЦБ РФ в коридоре 3432-4118 рублей. Для расчета цены полиса базовая ставка тарифа умножается на восемь коэффициентов, которые также устанавливает ЦБ.

МОСКВА, 8 августа. /ТАСС/. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России в целом поддержала разработанный Минфином проект поправок в закон об ОСАГО, сообщила ТАСС замглавы управления финансовых рынков ФАС Лилия Беляева. При этом страховщики выступают против предложенной Минфином конструкции "освобождения" тарифов.

ФАС, в частности, поддержала возможность введения трех категорий полисов ОСАГО, с учетом того, что страховщики не смогут навязывать автовладельцу определенную категорию, отметила Беляева. Напомним, что Минфин предлагал ввести полисы с лимитами 1 млн и 2 млн рублей (как по причинению вреда жизни и здоровью, так и по причинению вреда имуществу) в дополнение к существующему лимиту в ОСАГО в 400 тыс. рублей за вред автомобилю и в 500 тыс. рублей за вред жизни и здоровью. Кроме того, ФАС поддерживает предложенное Минфином расширение тарифного коридора по ОСАГО с учетом назначения транспортного средства (ТС) и целей использования (сейчас коридор базовой ставки тарифа ОСАГО устанавливается только для разных категорий ТС).

При этом ФАС усомнилась в возможности реализации ряда положений законопроекта, например, учитывать коэффициент "бонус-малус" (скидка за безаварийную езду и надбавка за совершенные аварии) для всех водителей, вписанных в страховку, а не только для собственника машины.

Минфин разработал проект поправок в закон об ОСАГО, которые должны стать первым этапом по "освобождению" цен на ОСАГО от госрегулирования (сейчас тарифы устанавливает ЦБ РФ). Минфин предлагает дать страховщикам больше свободы в определении значения базовой ставки тарифа внутри установленного ЦБ коридора, а также дать страховщикам возможность самостоятельно устанавливать ряд "персональных" коэффициентов для каждого водителя, зависящих от его стиля вождения и числа штрафов за нарушение ПДД. Кроме того, ведомство предлагает вернуться к идее заключать договоры ОСАГО на несколько лет (сейчас максимум - год) и ввести три категории полисов с разными лимитами возмещения пострадавшему в ДТП.

"Ингосстрах" резко против

Компания "Ингосстрах" считает "несвоевременными и в определенной степени губительными" большинство инициатив Минфина, изложенных в проекте поправок. Об этом говорится в заявлении компании, распространенном в среду.

Страховщик категорически против введения многолетних полисов, так как это серьезно повлияет на оценку страховых резервов и вызовет волну недовольства клиентов, так как корректировка тарифа по коэффициенту "бонус-малус" проводится ежегодно, отмечают в "Ингосстрахе".

Лимиты возмещения по жизни и здоровью могут составлять 2 млн рублей, как в других видах страхования, но только при полностью свободном тарифе, считают в "Ингосстрахе"

"В сложившейся ситуации внедрение этих мер приведет к окончательному краху системы ОСАГО", - говорится в заявлении. Чтобы этого не допустить, по мнению компании, нужно увеличить территориальные коэффициенты в убыточных регионах РФ, дать страховщикам возможность самим определять другие коэффициенты и затем провести полную либерализацию тарифов ОСАГО.

В Банке России ранее заявили ТАСС, что поддерживают идею либерализации тарифов ОСАГО, но предложенный Минфином подход считают не оптимальным. Регулятор готовит свои замечания к законопроекту.

Сейчас тариф ОСАГО для автомобилей физлиц установлен ЦБ РФ в коридоре 3432-4118 рублей. Для расчета цены полиса базовая ставка тарифа умножается на восемь коэффициентов, которые также устанавливает ЦБ.

В апреле портал 711 рассказывал о новой инициативе Российского союза автостраховщиков . Суть инициативы сводилась к тому, что в проблемных регионах, где страховые компании не хотят продавать ОСАГО, .

Казалось бы, такой агент действительно может решить проблему доступности полисов обязательной автогражданки в регионах с высокой убыточностью, откуда уходят страховые компании. Но в ходе изучения предложения РСА в Федеральной антимонопольной службе, представители ФАС выяснили принципиальные недостатки инициативы.

Выбор страховой компании через генератор случайных чисел

Главная особенность работы агента РСА заключается в том, что выбор страховой компании для автовладельца, обратившегося за полисом , происходит случайным образом. Одним из вариантов реализации принципа случайности предложено привязать компании к регистрационному номеру автомобиля.

К примеру, владелец машины с номером, заканчивающимся на цифры 01, получает полис от компании Росгосстрах, владелец с цифрами 02 — от компании РЕСО-Гарантия, а владелец с цифрами 03 — от компании Альфастрахование.

При таком варианте по порядку перебираются все компании, работающие в системе ОСАГО. И каждая из них якобы равноценно охватывает проблемный регион своей долей полисов ОСАГО.

ФАС против случайного выбора компании

ФАС высказалась категорически против подобной схемы продажи полисов ОСАГО. По мнению её представителей, у автовладельцев должна оставаться возможность самостоятельного выбора страховой компании.

Если же, такая возможность будет исключена после появления агента РСА, то возникает риск искусственного регулирования потока полисов. Когда структура, через которую идет оформление ОСАГО, в нашем случае это агент РСА, сможет распределять полисы по компаниями: хорошие полисы в хорошую компанию, плохие полисы в плохую.

Есть ли у страховщиков и РСА иные варианты?

По мнению участников страхового рынка, у страховых компаний, работающих в сегменте ОСАГО, пока нет решений и других вариантов, позволяющих учесть замечания ФАС.

Компании планирует объединиться и разработать новые варианты концепции агента РСА с привлечение специалистов регулятора страхового рынка — ЦБ РФ.

Что станет с агентом РСА?

Информации о том, что идея появления агента РСА уже этим летом, не поступало. РСА вместе с профучастниками союза продолжает готовить методологическую базу для решения вопроса доступности обязательного страхования в проблемных регионах, таких как Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская область.


Как сообщили, порталу 711 в РСА, некоторые регионы являются убыточными для страховщиков. В первую очередь, речь идет о Южном федеральном округе, где в наибольшей степени активны "автоюристы": в Краснодарском крае, Ростовской и Волгоградской областях.

Как следствие возникают серьезные проблемы с доступностью полисов ОСАГО. Усилия РСА направлены на устранение этой проблемы.

Так, для борьбы с автоюристами РСА разработал комплекс мер, а именно корректировка претензионного порядка работы страховых компаний, уточнение требования по предоставлению на осмотр страховщику поврежденного автомобиля, усовершенствование работы экспертов-техников и установление приоритета выплаты в натуральном виде в ОСАГО над денежной выплатой.

"А для помощи страхователям и снятия нагрузки со страховщиков, продолжающих свою деятельность в убыточных регионах, РСА разработал принципы работы агента по продаже полисов ОСАГО в проблемных регионах. Концепция единого агента будет реализована в форме многостороннего агентского договора между страховыми компаниями. Все лидеры рынка уже заявили о готовности организовать дополнительные рабочие места в своих офисах для работы в рамках агентского договора", - сообщили в РСА порталу 711.

Глава РСА, И.Юргенс, отмечает, что предположительно новая система начнет работать уже в июне, после утверждения общим собранием членов союза, собрание пройдет 7 июня текущего года. В данный момент Российский союз автостраховщиков готовит нужную документацию, чтобы запустить систему в действие. Что касается возможных возражений ФАС, то РСА настаивает, что введение описанного выше механизма покупки ОСАГО - это не обязанность для автомобилистов, а опция, которой можно воспользоваться или отказаться вовсе. С введением агента РСА, клиент по-прежнему может обратиться в конкретную страховую компанию. Впрочем, он может прибегнуть и к услугам агента, а именно, прийти в любую компанию и купить полис одного из страховщиков ОСАГО.

Последние материалы раздела:

Что такое аккредитив простым языком: подробное рассмотрение банковской услуги
Что такое аккредитив простым языком: подробное рассмотрение банковской услуги

В наше время для того чтобы обычному человеку совершить какую — либо покупку не обязательно иметь в кармане наличные деньги. Любую сделку, включая...

Тарифная политика страховой компании
Тарифная политика страховой компании

ВведениеСтрахование, как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства, является необходимым элементом современного...

Как получить сведения из реестра дисквалифицированных лиц: проверьте своего контрагента Справка об отсутствии дисквалификации налоговая
Как получить сведения из реестра дисквалифицированных лиц: проверьте своего контрагента Справка об отсутствии дисквалификации налоговая

Дисквалификации подвергаются лица нарушившие закон, и к которым были применены административные меры наказания. Чаще всего дисквалификации...